8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 12 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Солнечное тепло почти не согревает воздуха непосредственно; оно падает на поверхность Земли и нагревает её. (2)______ от нагретой земной поверхности согревается и воздух. (3)При этом почва отдаёт нагретому воздуху часть своей влаги, и он несёт невидимый для глаза водяной пар в более высокие слои атмосферы.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)    В тёплом воздухе всегда содержится водяной пар, который незаметно поднимается в высокие слои атмосферы. 
2)    Воздух, нагревающий поверхность Земли, содержит невидимый для глаза водяной пар, который поднимается в высокие слои атмосферы благодаря перемещению воздушных масс. 
3)    Солнце согревает воздух, а тот нагревает поверхность Земли. 
4)    Солнечное тепло нагревает поверхность Земли, согревающей воздух и отдающей ему часть влаги, которая в виде водяного пара поднимается в высокие слои атмосферы. 
5)    Воздух согревается непосредственно солнцем.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
•    Ещё 
•    Однако 
•    А 
•    Наоборот

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОКИЙ. Определите значение, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ВЫСОКИЙ, -ая, -ое; -о\к, -ока\, -о\ко и -око\; вы\ше; вы\сший; высоча\йший.
1)    Большой по протяжённости снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении. Высокая гора. Высокий рост. Высокие потолки. 
2)    Превышающий средний уровень, среднюю норму, значительный. Высокая производительность труда. Высокие цены. 
3)    Выдающийся по своему значению, очень важный, почётный. Высокая награда. Высокая честь. 
4)    Очень значительный, возвышенный по форме и содержанию (книжн.). Высокая мысль. Высокий стиль. 
5)    Очень хороший. Высший сорт. Высокое качество товаров. 
6)    О звуке, голосе: тонкий и звонкий. Высокая нота. Высокий голос.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
•    лгалА 
•    кралАсь 
•    диспансЕр 
•    навЕрх 
•    мозаИчный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    Он знает много интересного и очень ПОНЯТЛИВО рассказывает. 
•    Будущий гений родился в БЕДНОЙ семье. 
•    Рука профессионального художника ОЖИВИЛА мой рисунок. 
•    ЕДИНСТВЕННЫЙ концерт этого легендарного исполнителя пройдёт на Красной площади в Москве. 
•    Каждая эпоха формирует свои ЦЕННОСТНЫЕ ориентиры.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    ЛЯГТЕ поудобнее 
•    ДОБРЕЙШИЙ 
•    после ранних ЗАМОРОЗКОВ 
•    ОБОИХ студенток 
•    ДЕВЯТЬЮСТАМИ гектарами

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А)    Спустя полвека после создания комедии «Горя от ума» М. Е. Салтыков-Щедрин вновь выведет Молчалина на сцену в очерке «Господах Молчалиных».
Б)    А. С. Пушкин пишет, что «я помню чудное мгновенье».
В)    Одним из лицеистов, умевшего отстаивать свое менине перед преподавателями, был Дельвиг.
Г)    Благодаря всеобщих усилий мы были спасены.
Д)    Пройдя школу русского и западного романтизма, Тютчеву пришлось перенять многое из его философских идей.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)    неправильное построение предложения с косвенной речью
3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)    ошибка в построении предложения с однородными членами
5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
•    с..бачий 
•    р..стки 
•    х..рактер 
•    оз..рённый 
•    вык..сить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
•    и_подлобья, ра_рушительный 
•    в_площение, з_частую 
•    непр_рывный, пр_возносить 
•    об_греть, р_звалиться 
•    о_дача, на_кусить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
•    мал_нький 
•    кремни_вый 
•    разбрызг_вающий 
•    верхуш_чный 
•    продл_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 
•    слыш_мый 
•    сдержива_мый 
•    задерж_нный 
•    брош_нный 
•    щебеч_шь

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
•    Одним из самых сложных, (НЕ) ОДНОЗНАЧНЫХ образов в произведениях Пушкина, посвящённых историко-психологической теме, является образ Петра I. 
•    Катерина свободна хотя бы потому, что всё потеряла, что (НЕ) ЧЕМ ей больше дорожить, даже жизнью. 
•    Своей трагедией Софокл призывал правителей быть внимательнее к интересам личности, не издавать абсурдных и (НЕ) ПРИНОСЯЩИХ практической пользы приказов. 
•    Смутное, совершенно (НЕ) ОПРЕДЕЛЁННОЕ, далёкое воспоминание скользнуло в уме лошади. 
•    По мнению Шолохова, человек должен сохранить в себе человеческое, (НЕ) СМОТРЯ ни на какие испытания.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
•    В пятом часу выскочил (НА)КОНЕЦ ИЗ(ЗА) старого здания таможни и подлетел к пароходу крытый автомобиль — и у всех вырвался вздох облегчения. 
•    Я поглядел на неё (С)БОКУ: её головка была закинута (К)ВЕРХУ, глаза устремлены на мигающие серебряные звезды. 
•    (НА)КОНЕЦ рассвело, и я, ТАК(ЖЕ) как и остальные, вздохнул с облегчением. 
•    (С)НАЧАЛА непреклонную ахматовскую волю замечать не хотели, ТАК(КАК) она противоречила принятому «эталону женственности». 
•    (НА)КОНЕЦ сон одолел меня, и я заснул в КАКОМ(ТО) блаженном упоении.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Описание московского дворянского общества у Пушкина сродни описанию московских дворян Грибоедова: всё та же легкомысле(1)ая и ветре(2)ая молодёжь, девушки, увлечё(3)ые французскими романами, размере(4)ая жизнь старших.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)    Сердце то вдруг задрожит и забьётся страстно бросится вперед то безвозвратно потонет в воспоминаниях. 
2)    Преобразователя русской прозы А.С. Пушкина интересовали как частные проблемы русской жизни так и проблемы всеобщие. 
3)    Мне ярко запомнилось мглистое и слякотное петербургское утро. 
4)    Ахматовское стихотворение на раннем этапе не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора не то оброненная записка. 
5)    Язык И. Бунина прост почти скуп чист и живописен.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Помогая Евсеичу обеими руками нести ведро (1) полное воды и рыбы (2) я весело пошёл к (3) ожидавшей меня (4) матери.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Я ходил много и долго, так что уже совсем успел (1) по своему обыкновению (2) забыть, где я, как (3) вдруг (4) очутился у заставы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поручик Вулич (1) на лице (2) которого (3) герой «читал печать смерти» (4) остаётся жив.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Она не узнала мужа (1) и (2) словно никого не было в комнате (3) тихим голосом запела начало какой-то грустной песенки (4) которая её очень разжалобила.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
(1)«До первого теплого дня» — иначе я и не думал в те далёкие годы моей юности. (2)Спадут морозы — и до свиданья, только меня и видели в детском доме! (3)Но вышло иначе. (4)Я никуда не удрал. (5)Меня удержали чтения… 
(6)Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… (7)Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. 
(8)Помнится, мы проходили утку. (9)Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. (10)На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. (11)На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где её нет. (12)На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. (13)Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. (14)Кажется, это называлось тогда «комплексным методом». (15)В общем, всё выходило «мимоходом». (16)Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. (17)Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час. 
(18)Зато по вечерам она нам читала — живо, выразительно, вдохновенно. (19)Так читать не умел никто! (20)Это было настоящее искусство! (21)От неё я впервые услышал сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. 
(22)Солнце высоко, 
Колодец далеко, 
Жар донимает, 
Пот выступает. 
(23)Стоит козлиное копытце, 
Полное водицы. 
(24)«Али-Баба и сорок разбойников» в особенности поразили меня. (25)«Сезам, отворись!» (26)Я был очень огорчён, прочтя через много лет в новом переводе «Тысячи одной ночи», что нужно читать не Сезам, а Сим-Сим и что это какое-то растение. (27)Сезам — это было чудо, заколдованное слово. (28)Как я был разочарован, узнав, что это — просто растение. 
(29)Без преувеличения можно сказать, что я был потрясён этими сказками. (30)Больше всего на свете мне хотелось теперь научиться читать, как Серафима Петровна…(В. Каверин*) 
* Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) (1902–1989) — русский советский писатель и сценарист, член группы «Серапионовы братья», автор многочисленных произведений, среди которых — приключенческий роман «Два капитана».

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)    Читать книги вслух так выразительно, как старенькая учительница, не умел никто. 
2)    Сказку о сестрице Алёнушке и братце Иванушке герой повествования слышал много раз, но лучше всех эту сказку читала Серафима Петровна. 
3)    Герой повествования сбежал из детского дома, потому что не любил учиться и читать. 
4)    Обучение в детском доме велось на немецком и французском языках. 
5)    Сказки в исполнении Серафимы Петровны потрясли героя повествования.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)    Предложение 5 объясняет причину содержания предложения 4. 
2)    В предложении 7 присутствует элемент повествования. 
3)    В предложениях 19–20 представлено рассуждение. 
4)    В предложении 26 содержится только описание. 
5)    В предложениях 29–30 представлено повествование.

22. Укажите предложение, в котором все слова употреблены в прямом значении. Напишите номер этого предложения.
1)    6 
2)    12 
3)    15 
4)    29

23. Среди предложений 12–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 
Герой повествования с трепетом вспоминает годы своей далёкой юности, одним из ярких впечатлений которой были «чтения». С помощью такого тропа, как А (в предложении 5), он подчёркивает, какую важную роль в его судьбе сыграли книги. Говоря о мастерстве учительницы Серафимы Петровны, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как Б (в предложении 18), В (предложения 19, 20). А Г («как Серафима Петровна» в предложении 30) указывает на значительность влияния учителя на формирование личности ребенка.
СПИСОК ТЕРМИНОВ:
1)    фразеологизм 
2)    сравнительный оборот 
3)    восклицательные предложения 
4)    эпитет 
5)    метафора 
6)    противопоставление 
7)    ряд однородных членов 
8)    анафора 
9)    разговорное слово

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Источник: Русский язык. Ликбез