8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 5 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьезные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьезная проблема, особенно в крупных городах, где все увеличивается количество автомобилей. (3)__________ создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)    Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьезная проблема, особенно в крупных городах.
2)    В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.
3)    Автомобиль как транспортное средство становится все более популярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленностью встают серьезные задачи.
4)    Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять ее промышленными отходами.
5)    Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую сердцу, чем обычные автомобили, количество которых растет, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

•    Ведь
•    Так как
•    Поэтому
•    Потому что
•    Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в каком значении это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, -а, ср.
1)    Прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.
2)    Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства защиты.
3)    Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства. 
4)    Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.
5)    Капитал, состояние. Человек со средствами.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

•    намЕрение
•    тОрты
•    послалА
•    сОгнутый
•    ненадОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

•    Приготовленный салат украсить свежей зеленью, с которой нужно тщательно СТРЯХНУТЬ все излишки влаги.
•    Иногда люди, предъявляющие к себе высокие требования, избегают разговоров на темы, в которых они не сведущи, чтобы не прослыть НЕВЕЖАМИ.
•    ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды коллег были для молодого ученого высшей наградой, и он готов был сказать сейчас обо всем, что накопилось в его душе.
•    После долгих и горячих споров на собрании установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.
•    ОПЛАТИТЬ услуги любого оператора сотовой связи можно с помощью банковской карты.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

•    ПОЕЗЖАЙ вперед
•    ТРЕХСТАМИ учащимися
•    килограмм ПОМИДОРОВ
•    исправить БОЛЕЕ АККУРАТНО
•    пара НОСКОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А)    И. И. Левитан стремился показать не своих картинах не только красивый вид,  но и передать всю трогательность русской природы.
Б)    М. Горький как-то заметил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя.
В)    Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, летчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную память.
Г)    Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза весь день светило яркое солнце.
Д)    Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулем автомобиля.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)    ошибка в построении предложения с однородными членами
5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)    неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

•    раст_рать
•    подск_чить
•    р_сток
•    приг_реть
•    парад_ксальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

•    не_хватный, н_дшить
•    пр_рывать, пр_стать
•    по_писать, о_дать
•    пр_сечь, пр_одолеть
•    бе_донный, ра_цвет

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

•    недоум_вать
•    податл_вый
•    повизг_вать
•    застенч_вый
•    вздраг_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 

•    испорч_нный
•    откладыва_мый
•    взвеш_нный
•    пове_т
•    слыш_мый

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

•    Башня была (не) очень высокая, но это старинное сооружение всегда производило сильное впечатление на посетителей музея.
•    Земля покрыта увядшими, но еще (не) засохшими листьями.
•    Окружающий нас величественный пейзаж казался далеко (не) обычным сновидением.
•    Ветер горит рябь по луже (не) торопливо, а спокойно, как будто задумчиво, и бежит за тучей тень по влажной траве…
•    Глубокая синяя тень (не) равномерно разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

•    Отвесные кручи скал (В) ДАЛЕКЕ от на (ПО) ПРЕЖНЕМУ алели в лучах заходящего солнца.
•    Александр запрокинул голову, зажмурился, а потом широко открыл глаза: по высокому небу КУДА (ТО) (В) ДАЛЬ величественно и неторопливо плыли белоснежные облака.
•    Сгущающаяся темнота сглаживала мелкие неровности, но в ТО (ЖЕ) время придавала незнакомой местности КАКОЙ (ТО) мрачный оттенок.
•    (С) НАЧАЛА собака бежала (В) ПЕРЕДИ охотника, но, почуяв дичь, вдруг замерла в стойке.
•    Любимой темой писателя, к которой он в любых обстоятельствах ВСЕ (РАВНО) продолжал обращаться (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всей своей жизни, оставалась страна, существовавшая только в его воображении.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н.

Лесник просунул дли(1)ую ветку в выкопа(2)ую каким-то зверьком нору, и мгнове(3)о эта ветка оказалась выпуще(4)ой из рук: кто-то сильно дернул ее, и она полностью исчезла в отверстии.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)    Ветер азартно ударил в металлические рекламные щиты но не справился с ними и с удвоенной яростью налетел на стройные тополя.
2)    Солнце еще только поднималось над деревьями и не успело высушить вчерашнего дождя.
3)    Таинственность женских образов на картинах Ф. С. Рокотова проявляется в полуулыбке в удивленном взгляде или в слегка прищуренных глазах.
4)    Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
5)    Закружились под музыку осени багряные и зеленовато-желтые и окаймленные краснотой пестрые листья.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На художественной фотографии запечатлена белокаменная церковь (1) сияющая на фоне (2) широко раскинувшегося (3) неба (4) покрытого облаками.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Личные повседневные огорчения и радости, подробности крупного плана могут (1) конечно (2) на время заслонять основное дело жизни человека, но при отсутствии основного дела они (3) безусловно (4) не могут составить счастья.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однажды Анастасия Владимировна организовала для своих учеников экскурсию (1) во время (2) которой они переехали на трамвае по мосту через реку (4) чтобы потом пешком пробраться переулками и садами к самому старому дереву родного города — величественному дубу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Одноклассники договорились встретиться вечером у кинотеатра (1) и (2) хотя Олегу нужно было потому (3) возвращаться домой через весь город одному (4) уже в семь часов он ожидал товарищей.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить время на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. (3)«Мы живем, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живется, как все живут, как получится…» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряженно ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и четкого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)О ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее. 

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.

(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (33)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(35)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!» (По Б. Бим-Баду*)

* Борис Михайлович Бим-Бад (р. 1941) — российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образовании, доктор педагогических наук, профессор.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)    Умные люди понимают, что не имеют права на ошибку.
2)    «Существователи» занимают активную жизненную позицию в обществе.
3)    Желание человека, чтобы ему «хорошо жилось», не то же самое, что стремление хорошо жить.
4)    Чтобы отстоять свое мнение, нужно привести убедительные аргументы.
5)    Людям свойственно ошибаться.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)    В предложениях 3-5 представлено рассуждение.
2)    В предложениях 9-11 содержится повествование.
3)    Предложения 15-16 подтверждают содержание предложения 14.
4)    Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение.
5)    В предложениях 25-27 содержится описание.

22. Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 12—16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 

Строя свое рассуждение, академик Бим-Бад делает глубокие обобщения, привлекая авторитетного специалиста и используя при этом прием (А) (предложения 7-13). Характеризуя отношение к жизни людей, чье мнение он приводит в начале текста, автор употребляет лексическое средство (Б) («существователи» в предложении 14). Размышляя об истине и отношении к ней, автор использует такой троп, как (В) (в предложении 33), и прием (Г) (предложения 28-31).

Список терминов:
1)    литота
2)    метафора
3)    фразеологизм
4)    сравнительный оборот
5)    индивидуально-авторский неологизм
6)    диалог
7)    ряд однородных членов
8)    цитирование
9)    противопоставление


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Источник: Русский язык. Ликбез