8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 13 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Любой стальной предмет под действием атмосферного воздуха раз разрушается или ржавеет. (2)Ржавление вначале происходит медленно, но с появлением ржавчины процесс идёт значительно быстрее. (3)______ объясняется образованием гидроксидов железа в результате взаимодействия атомов железа с кислородом и водой.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Образование гидроксидов железа в результате взаимодействия атомов железа с кислородом и водой приводит к ускорению процесса ржавления, характерного для стальных предметов при воздействии на них атмосферного воздуха. 
2) Чтобы ускорить процесс разрушения стальных предметов, необходимо подвергнуть эти предметы воздействию атмосферного воздуха. 
3) Разрушение или ржавление любого стального предмета под действием атмосферного воздуха ускоряется из-за образования гидроксидов железа в результате взаимодействия атомов железа с кислородом и водой. 
4) Атмосферный воздух оказывает разрушительное воздействие на любой предмет из любого материала, а образование гидроксидов железа в результате взаимодействия атомов железа с кислородом и водой приводит к ускорению разрушительных процессов. 
5) Ржавление — это процесс, характерный для любого предмета.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
 Вот что 
 Это 
 Так 
 Причём

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ВОДА, -ы, ж.
1) Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. Морская вода. Стакан воды. 
2) Напиток (для утоления жажды или лечебный). Минеральная вода. Газированная вода. 
3) Речное, морское, озёрное пространство, а также их поверхность или уровень. Путешествие по воде. Высокая вода. 
4) Моря, реки, озёра, каналы, проливы, относящиеся к данному государству, региону, территории. Внутренние воды. Нейтральные воды. 
5) Потоки, струи, волны, водная масса. Весенние воды. Воды Волги. 
6) Минеральные источники, курорт с такими источниками. Лечиться на водах. Поехать на воды.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
 красивЕе 
 сОгнутый 
 жалюзИ 
 взялА 
 оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
 Экскурсия по ПАМЯТНЫМ местам Санкт-Петербурга состоится в следующее воскресенье. 
 Участники встречи прийти к ЕДИНОМУ мнению не смогли. 
 Мой спутник оказался КОРЕННЫМ жителем Москвы. 
 Директор не раз говорил о БЕДНОМ положении рабочих нашего завода. 
 По мнению автора, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, глубоко проникая в их внутренний смысл.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
 НОВОЕ кафе 
 много АПЕЛЬСИНОВ 
 ПОСЛАБЖЕ 
 ТРОЕ щенков 
 уважаемые всеми ПРОФЕССОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А) Все, кто приезжают отдыхать на Байкал, мечтают вернуться сюда.
Б) Прав был Васька Пепелш, сказал о Василисе, что «души у тебя нет».
В) Главы романа не только знакомят нас с эпохой, но и с ее героями.
Г) Омолаживая людей, «очеловечивая» животных, профессором Преображенским исследуется жизнь, творятся чудеса.
Д) В издании «Литературной газете» печатают много интересных статей.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
2) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) неправильное построение предложения с косвенной речью
7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
 зар_сти 
 вн_мание 
 пож_мать 
 т_инственный 
 г_потеза

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
 беспр_станно, беспр_кословно 
 раз_грать, пре_скусный 
 нес_едобный, нав_юченный 
 ра_положиться, и_рисовать 
 по_стегнуть, о_делать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
 улыбч_вый 
 глянц_вый 
 затейл_вый 
 подкле_вать 
 отыск_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. 
 усво_шь 
 расходу_мый 
 скрюч_шься 
 встрет_шь 
 независ_мый

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
 Вопросы мальчика опять напомнили ему тот случай, который он (НЕ)ЛЮБИЛ вспоминать. 
 Терминологическая лексика становится (НЕ)ТОЛЬКО приметой научной речи, но и проникает в язык повседневного общения. 
 Чацкий вовсе (НЕ)ПРОСВЕТИТЕЛЬ в стиле Вольтера или Руссо. 
 На вопрос, нужны ли вообще Базаровы России, сам герой отвечает отрицательно, (НЕ)НАШЕДШИ общего языка ни с дворянством, ни с крестьянством. 
 Раскольников пришёл к краху, у него нет идеи, ему (НЕ)ЧЕМ больше жить.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
 Фантастика в произведениях М. Булгакова становится ощутимой реальностью, так как проникает (В) ГЛУБЬ (ДОСТОВЕРНО) ОБРИСОВАННОЙ жизни героев. 
 Столкнулись мы КАК (РАЗ) перед выходом, и надо было на ЧТО (НИБУДЬ) решиться, чтобы схватить преступника. 
 Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, что он СЕЙЧАС (ЖЕ) поведёт нас к государю. 
 В углублении двора выглядывал ИЗ (ЗА) забора угол низкого, закопчённого каменного сарая, очевидно часть КАКОЙ (ТО) мастерской. 
 А. Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени, жил (В) РАЗРЕЗ с духом эпохи и (В) ПОСЛЕДСТВИИ заявил, что не обязан быть гражданином.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.
Перед силой обстоятельств, созда(1)ых социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя раба», «запуга(2)а, заруга(3)а», пришлось склонить голову и Матрёне Тимофеевне.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Как жить так и читать вприпрыжку не следует. 
2) Наиболее полно об устройстве традициях культуре скифского государства рассказал древнегреческий историк Геродот.
3) Не только грозному царю но и «белому Кремлю да святым церквям» кланяется купец Калашников перед боем. 
4) Лирическая героиня поэзии А.А. Ахматовой являла собой возлюбленную и жену вдову и мать бросавшую и оставляемую. 
5) У меня не выяснены счёты с пламенем и ветром и водой.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Корнет (1) находившийся под влиянием графа (2) молча пил чай (3) изредка поглядывая на Турбина (4) пристально глядевшего в окно.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Если б (1) возможно (2) было уйти куда-нибудь в эту минуту и остаться совсем одному, то он (3) без сомнения (4) счёл бы себя счастливым.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Перед матерью (1) был разведён небольшой огонь и курились две-три головешки (2) дым (3) от которых (4) шёл прямо на неё.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В промежутке песни (1) когда певец прокашлялся (2) я спросил у лакея (3) кто он такой (4) и как часто он сюда приходит.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Звягинцев окончательно поборол одолевавший его сон и продолжал говорить с увлечением, иногда поворачиваясь лицом к Лопахину, заглядывая в его сонные, но смеющиеся глаза. 
— (2)А находишься ты не на своем месте, Петя, потому, что некоторые военные начальники по характеру вроде тебя: со сквозняком в голове. (3)К примеру, почему меня сунули в пехоту, если я комбайнер по специальности и невыносимо люблю и уважаю всякие моторы? (4)Вся статья мне бы в танкистах быть, а я в пехоте землю, как крот, ковыряю. (5)Или же взять тебя: тебе бы только на барабане бить, людей музыкой веселить, а ты, изволь радоваться, бронебойщик, да ещё первым номером заправляешь. (6)А то и ещё лучше истории бывают. (7)Наша часть, в какую я сначала попал, формировалась на Волге в одном городке, там же стоял казачий кавалерийский запасный полк. (8)И вот прибыло пополнение с Дона и из Ставропольской бывшей губернии. (9)Казаков и ставропольцев определили к нам в пехоту: в сапёры пошли казаки, в телефонисты, куда только их не совали, а ремесленники из Ростова прибыли мобилизованные — их воткнули в кавалерию, штаны на них надели казачьи с красными лампасами, синие мундиры и так далее. (10)И вот казаки топорами тюкают, мосты учатся ладить да вздыхают, на лошадей глядя, а ростовские — все они мастеровые люди до войны были: то столяры, то маляры, то разные и подобные тому переплётчики — возле лошадей вертятся, боятся к ним приступать, потому что лошадей в мирное время они, может, только во сне и видели. (11)А лошадей в полк прислали с Сальских калмыцких степей — трёхлеток, неуков, совсем, то есть необъезженных. (12)Понимаешь, что там было? (13)И смех и слёзы! (14)Бедные столяры-маляры начнут седлать иную необъезженную лошадь, соберутся вокруг неё несколько человек, а она, проклятая, визжит, бьёт передом и задом, кусается, а то упадёт наземь и катается по ней... (15)Это что, порядок? (16)Один раз я возле железнодорожного склада на посту стоял и видел, как маршевый эскадрон на фронт отправляли. (17)Командир эскадрона командует седловку, а из полтораста бойцов человек сорок вот таких ростовских маляров да столяров по-настоящему седла накинуть лошади на спину не умеют, ей-богу, не брешу! (18)Эскадронный схватился за голову руками, а чем эти столяры-маляры виноватые? (19)Вот, братец ты мой, какие дела бывают! (20)А всё это, потому что иногда командиры такие попадаются, вроде тебя, с ветродуем в голове. 
 (21)Тронул я тебя на беду, — с нарочитым вздохом сказал Лопахин. — (22)Тронул, а ты теперь и несёшь околесицу, всё в одну кучу собрал, и за здравие и за упокой читаешь, а все это для того, чтобы доказать, что командира из меня не выйдет. (23)Назло тебе командиром стану, вот уж тогда я из тебя дурь выбью, вытяну тебя в ниточку и сквозь игольное ушко пропущу!  (М. А. Шолохов*) 

* Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) — русский писатель, автор таких произведений, как «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По специальности Звягинцев был столяром, а Лопахин — музыкантом. 
2) Мобилизованные ремесленники прибыли из Ростова. 
3) Оседлать необъезженную лошадь нелегко. 
4) В часть Звягинцева, формировавшуюся на Волге, прислали пополнение с Дона и из Ставрополья. 
5) Лопахин был командиром Звягинцева.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3, 4 содержат пример, объясняющий суждение в предложении 2. 
2) В предложениях 7–8 представлено описание. 
3) Предложение 12 включает повествование. 
4) В предложениях 19–20 представлено рассуждение. 
5) Предложение 23 включает элемент описания.

22. Из предложений 12–16 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 12–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 

Живость, выразительность, эмоциональность речи Звягинцева придают такие лексические и синтаксические средства, как А (например, «на беду» в предложении 21), Б («околесицу» в предложении 22, «брешу» в предложении 17), В (предложения 13, 17, 19). В то же время серьёзность затрагиваемой им проблемы не может оставить читателя равнодушным. Такое синтаксическое средство выразительности, как Г (предложения 3, 15, 18), позволяет ощутить истинные чувства солдата: его тревогу, боль, горечь от осознания неправильности сложившейся ситуации и невозможности что-либо изменить.

СПИСОК ТЕРМИНОВ:
1) вопросительные предложения 
2) фразеологизм 
3) анафора 
4) ирония 
5) разговорные и просторечные слова 
6) восклицательные предложения 
7) градация 
8) ряд однородных членов 
9) парцелляция


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Источник: Русский язык. Ликбез