8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 3 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Лекарственные препараты оказывают воздействие на организма, и, чтобы это воздействие не обратилось во вред, их нужно принимать только по назначению врача: дело в том, что у разных людей реакции организма на одно и то же лекарство может быть неодинаковым. (2) ___________ у некоторых людей бывает аллергия на отдельные вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, некоторые лекарства нельзя принимать одновременно друг с другом или с определенным продуктами. (3)Таким образом, принимая лекарства, нужно строго следовать указаниям врача и не превышать рекомендованные им дозы.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)    Лекарства нужно принимать только по назначению врача с учетом всех его рекомендаций во избежание нежелательных реакций организма на их прием.
2)    Человеку необходимо принимать лекарства, которые назначает врач.
3)    У некоторых людей бывает аллергия на определенные вещества, содержащиеся в лекарствах; кроме того, ряд лекарств нельзя принимать одновременно друг с другом или с отдельными продуктами.
4)    Чтобы предупредить нежелательные последствия, необходимо принимать лекарства только по назначению врача в соответствии с его рекомендациями.
5)    Реакция организма на прием лекарства может быть непредсказуемой, поэтому следует воздерживаться от их приема.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
•    Несмотря на это,
•    Зато
•    Например,
•    Вопреки этому,
•    Хотя

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ПРОДУКТ, -а, м.
1)    Предмет как результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования). Продукты производства.
2)    Перен. Следствие, результат, порождение чего-либо (книжн.). Язык — продукт исторического развития.
3)    Обычно мн. Предметы питания, съестные припасы. Молочные продукты.
4)    Вещество, получаемое химическим или иным путем из другого вещества. Продукт горения.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
•    красивЕйший
•    крАны
•    положИла
•    досУг
•    пломибровАть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    Девушка сорвала с головы яркую беретку и небрежным движением ВСТРЯХНУЛА ее — яркие брызги дождя разлетелись вокруг, переливаясь в лучах весеннего солнца.
•    Все предприятия общественного питания обязаны ПРЕДОСТАВЛЯТЬ потребителю информацию о своей государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего ее органа.
•    В том случае, если АДРЕСАТ не приходит за почтовым переводом, посылкой, заказным письмом в течение пяти суток, почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.
•    Чтобы приобрести не только воспитанного, но и ласкового и ИГРИСТОГО щенка, нужно сначала понаблюдать, удается ли заводчику создавать для домашних животных атмосферу любви и заботы.
•    Люди никогда не должны забывать о существовании в мире непреходящих, ВЕЧНЫХ ценностей.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    немного ДЛИНЬШЕ
•    ПЯТИДЕСЯТИ посетителям
•    несколько АПЕЛЬСИНОВ
•    ОБЕМИМ руками
•    ПОСПЕШИТЕ пройти

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А)    Каждый из тех, Кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.
Б)    Медикаменты, или лекарства, — это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.
В)    Не раздумывая ни минуты, отважный всадник поскакал наперерез сорвавшегося табуна.
Г)    Подходя к музею Великой Отечественной войны, школьников охватило сильное волнение.
Д)    Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно, причем жизнью активной, продолжительной, исполненной той последовательности, недостающей самому автору.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)    ошибка в построении предложения с однородными членами
5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)    неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
•    зап_реть
•    бл_стящий
•    расст_лить
•    поб_седовать
•    подск_зать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
•    пр_одолеть, пр_вал
•    бе_честный, и_гиб
•    по_скочить, о_бить
•    в_йти, под_брать
•    пр_добрый, пр_бой

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
•    влюбч_вый
•    раскле_вать
•    затуш_вать
•    кокетл_вый
•    вздраг_вающий

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 
•    задерж_шься
•    восторж_нный
•    закашля_шься
•    усваива_мый
•    начерч_нный

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
•    В станках, которые (не) предназначены для быстрого изготовления больших тиражей, отсутствует специальный механизм, который позволяет ускорять процесс печати.
•    Преподавателю (не) удалось встретиться со своими учениками в конце недели.
•    (Не) участвующие в игре ребята увлеченно следят за игрой одноклассников и громко выражают им свою поддержку.
•    Силы врага лучше переоценить, чем (не) дооценить.
•    Опустели аллеи старого парка, и уже (не) слышно оживленного щебетания птиц.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
•    «(В) ПРОЧЕМ, (В) ВИДУ недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции», — подвел профессор итог своим размышлениям по поводу высказывания любознательного, обладающего пытливым умом студента.
•    Березки (КАК) БУДТО застыли в задумчивости на склоне холма, любуясь уносящей свои воды (В) ДАЛЬ рекой.
•    Известно, что воробей (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ дня тратит очень много энергии и (ПО) ЭТОМУ не может голодать более двух суток.
•    (ВО) КРУГ разливался духмяный аромат дикой малины, и ТАК (ЖЕ) чудесно, как ночью, звучали где-то в густой листве трели соловья.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Стари(1)ые сосуды, изготовле(2)ые средневековыми ремесле(3)иками, были найдены археологами — нашими совреме(4)иками.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)    Стройные березки и тонкие осины тянут свои ветки к солнцу и шелестят зеленой листвой.
2)    После дождя весь лес сиял горел и переливался на солнце веселыми разноцветными звездочками.
3)    Река уносит свои воды и теряется в лугах.
4)    Воспитательница попросила малыша рассказать стихотворение или спеть песню.
5)    В мире есть не только полезное но и красивое.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Величественные белые птицы (1) опускаясь на воду (2) гордо изгибают шеи и (3) сложив прекрасные крылья (4) царственно плывут по блестящей глади озера.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Между людьми (1) постоянно (2) происходит обмен знаниями, и ключом к получению этих знаний (3) конечно (4) является язык.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Толковый словарь включает слова (1) с помощью (2) которых (3) мы можем называть то (4) что существует в нас и вокруг нас.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Константин давно готовился произнести решительное признание (1) но (2) когда он видел Веру (3) почему-то все подготовленные и много раз произнесенные наедине с самим собой слова (4) сразу улетучивались из его головы.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
(1)Скажу «Таня» — и распахнется что-то… (2)Словно откроешь утром плотные шторы — и свет ворвется в дом.
(3)С Таней мы знакомы с детского садика: еще совсем крохами ходили в одну группу. (4)Но там я ее не помню, а первое воспоминание такое. (5)Мы с папой гуляли в парке, и вдруг я услышал пронзительный яркий крик: кто-то звал меня. (6)Оказывается, это какая-то девчонка меня окликала.
(7)Впервые меня так радостно звали. (8)Она махала рукой и даже слегка подпрыгивала от радости, держась за руку своего папы.
(9)Мой отец сказал:
— Да это же Таня, ты с ней вместе в садик ходил!
(10)Подумаешь, важность! (11)Стоит из-за этого так орать? (12)Даже при всем снисхождении к девчонкам мне показалась такая радость неприличной. (13)Хотя, конечно, и приятно…
— (14)Это он стесняется, — громко сказал мой папа, оправдывая мою сдержанность.
(15)С тех пор живет в душе острое и яркое воспоминание: знойное лето, в сверкающих солнечных лучах горит поставленная на просвет сочная изумрудная листва… (16)Посредине аллеи словно взлетает девчонка в зеленом сиянии и мне рукою машет.
(17)С Таней мы попали в один класс и проучились вместе десять лет. (18)Но так ни разу толком и не поговорили. (19)Я посматривал на нее с таким чувством… (20)Словно знал про нее какую-то тайну: вспоминал, как она меня тогда в парке звала.
(21)Таня расцвела. (22)Большие, ясные глаза ее сияли драгоценным карим цветом. (23)На щеке, у губы, у нее была родинка — очень милая, какая-то родная. (24)Родинка — смешное слово: будто бы Родина, только маленькая…
(25)Таня стала прекрасной гимнасткой, занимала первые места на соревнованиях в нашем городе. (26)Правда, я так ни разу и не удосужился сходить на ее выступления…
(27)Я почему-то сразу зачислил Таню в категорию лучших девчонок: душевных, прекрасных, наделил ее лучшими качествами — и потерял к ней всякий интерес. (28)В старших классах у меня возникли важные задачи: олимпиады по математике, подготовка в институт… (29)Потом я поступил в институт и на каникулах встречался с одноклассниками, видел Таню и даже как-то написал ей письмо.
(30)В ту встречу мы с ней почему-то заговорили о листьях на деревьях, и тогда я нашел стихотворение японского поэта по прожилках на листьях, о том, как он с детства любил эти прожилки рисовать и вот теперь с удивлением разглядывал их в старости. (31)Мне показалось, что Тане это будет интересно, и я ей это стихотворение переписал…
(32)Потом я долго не приезжал домой, не видел ее, только слышал, что она не выходит замуж, а все предложения отклоняет. (33)А потом вышла и работает сейчас тренером по гимнастике, маленьких девочек воспитывает в каком-то тихом городе.
(34)Сейчас я почему-то часто о ней вспоминаю. (35)Однажды учительница нам сказала на классном часе: 
— А сейчас перед вами выступит чемпионка нашего города по гимнастике…
(36)И выскочила из-за двери Таня в трико и начала куролесить между рядами: ходить колесом, делать стойку на руках, а под конец уселась у доски на шпагат — с гордо отставленной головой. (37)Осанка у нее всегда была прекрасной…
(38)А когда закончила скакать, отдышалась и запела песню — громко, ясно, высоким голосом, обводя всех своими драгоценными глазами. (39)Я подумал: Таня — настоящая красавица! (40)И отвел глаза. (41)Почему-то мне казалось, что это все Таня делает специально для меня. (42)Наверное, я страдал тогда манией величия, ведь я занимал первые места на олимпиадах по математике. (43)Теперь я знаю, что хорошие песни относятся очень лично к каждому:
Хоть та землю теплей,
А родина милей,
Милей — запомни, журавленок, это слово!
(44)Таня. (45)Так и осталась в детстве моем эта светлая тайна. (46)Почему она кричала так радостно тогда, когда увидела меня в парке? (По Ю. Нечипоренко*)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)    В детстве рассказчик не почувствовал при встрече с Таней такой же радости, какую испытала она.
2)    Детская встреча с Таней оставила в душе рассказчика яркое воспоминание.
3)    Стеснительность не позволила рассказчику установить с Таней дружеские отношения.
4)    Рассказчику казалось, что на классном часе Таня исполняла песню лично для него.
5)    Слова песни, которую исполнила Таня, написал И. Д. Шаферан.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)    В предложениях 1-2 содержится повествование.
2)    Предложения 10-12 содержат рассуждение.
3)    Предложение 15-16 включают описание.
4)    В предложениях 22-23 представлено описание.
5)    В предложениях 35-36 представлено рассуждение.

22. Из предложений 39-41 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1—7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 
«Описывая одно из самых ярких воспоминания детства, автор использует изобразительно-выразительные средства — тропы: (А) («пронзительный, яркий крик» в предложении 5, «сочная изумрудная листва» в предложении 15), (Б) («живет в душе… воспоминание», «горит… листва» в предложении 15) и (В) («словно взлетает» в предложении 16). Автор старается наиболее полно воссоздать незабываемый образ девочки, оставшейся в его памяти, и с этой целью использует синтаксическое средство — (Г) (например, в предложениях 25, 36, 38)».
Список терминов:
1)    парцелляция
2)    метафоры
3)    ряды однородных членов
4)    разговорная лексика
5)    лексический повтор
6)    диалог
7)    эпитеты
8)    восклицательные предложения
9)    сравнение

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Источник. Ликбез. Русский язык