8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 2 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) _______ люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь ,когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (3)Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)    Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.
2)    Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.
3)    В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнем и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.
4)    Умение пользоваться огнем позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы, изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.
5)    Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
•    Следовательно,
•    Даже
•    Наоборот,
•    В конце концов
•    Потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ПРИРОДА, -ы, ж.
1)    Места вне городов, загородные местности (поля, леса, горы). Любоваться природой.
2)    Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.
3)    Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Изучать природу.
4)    Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). Природа социальных отношений.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
•    воспринЯть
•    бАнты
•    звОнит
•    обогналА
•    чЕлюстей

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    ЖИВИТЕЛЬНОЙ влагой напоил прохладный летний дождь цветы и листву утомленных зноем деревьев.
•    Победитель олимпиады по иностранному языку был награжден путевкой в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь.
•    В усадьбе, которая до революции принадлежала сначала Ивану Тургеневу, а потом СТАРИННОМУ роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних хозяев дома.
•    Каждому человеку необходимо своевременно ПОПОЛНЯТЬ недостаток витаминов в своем организме.
•    Когда посетители музея оказываются перед картиной, на которой художник изобразил улицы их родного города, из неизменно ОХВАТЫВАЕТ сильное чувство.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ школьниками
•    талантливые РЕЖИССЕРЫ
•    по ИХ просьбе
•    ЕХАЙ осторожно
•    РЕДЧАЙШИЙ экземпляр

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А)    Сразу по приезду в село Константиново — на родину поэта — школьники отправились в музей.
Б)    12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трех легких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.
В)    Обыкновенно, создавая свое произведение, в нем выражается авторское отношение к жизни и людям.
Г)    По утверждению К. И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы «мы какою угодно ценою воспитали в ребенке человечность».
Д)    Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)    ошибка в построении предложения с однородными членами
5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)    неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
•    м_ндариновый
•    зар_сли
•    усм_рить
•    предпол_жение
•    инт_ллектуальный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
•    пр_градить, пр_лив
•    от_рвать, н_дписать
•    и_гибать, ра_жечь
•    по_строить, о_бить
•    пр_жать, пр_подать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
•    засушл_вый
•    дотраг_ваться
•    усидч_вый
•    ноч_вать
•    пристег_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 
•    задремл_шь
•    сморщ_нный
•    пошепч_мся
•    колебл_мый
•    заброс_вший

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
•    В сочной зелени кустарника ярко розовел еще (не) полностью распустившийся бутон.
•    Музыкант (не) раздумывая дал согласие на участие в конкурсе молодых исполнителей.
•    Алексей внезапно почувствовал, что ему (не) хочется делиться новыми для себя переживаниями даже с самыми близкими друзьями.
•    (Не) бойся врага умного, а бойся друг глупого.
•    Нужно дорожить (не) забываемыми мгновениями общения с прекрасным.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
•    (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всего учебного года друзья активно занимались спортом, (ПО) ЭТОМУ они с готовностью поддержали тренера в его стремлении создать баскетбольную команду.
•    (С) ЛЕВА на картине изображены наблюдающие за взятием крепости девушки, парни, замужние женщины, ТУТ (ЖЕ) толпятся и ребятишки.
•    (НЕ) СМОТРЯ на усиливающийся дождь, дети все ТАК (ЖЕ) самозабвенно продолжали играть в догонялки.
•    ЧТО (БЫ) достичь успеха в жизни, необходимо быть хорошо организованным человеком и, (В) МЕСТО бесплодных наблюдений за деятельностью других людей, активно действовать самому.
•    (В) ТЕЧЕНИЕ тысячелетий накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и духа, (ПО) ЭТОМУ нужно уважительно и бережно относиться к родному языку.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Персонаж картины, созда(1)ой художником на основе известного сказочного сюжета, одет в парчовый кафтан и красную шапку с отворотом, правой рукой он придерживает украше(2)ые драгоце(3)ыми камнями золоче(4)ые ножны с волшебным мечом.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)    Каждая травинка и мшинка блестела и улыбалась капельными глазками.
2)    Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.
3)    Язык — это путь цивилизации и культуры.
4)    Всем интересна эта веселая и живая интересная и увлекательная игра!
5)    В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Как разные улицы (1) переходя одна в другую (2) образуют целый город, так ряд предложений (3) связанных по смыслу и грамматически (4) представляет собой текст.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Березки и осины (1) как будто (2) сбегают по пологому берегу к уносящей свои воды вдаль реке. Этот (3) казалось бы (4) ничем не примечательный пейзаж под кистью Левитана превращается в удивительный поэтический образ.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По тенистой аллее (1) в глубине (2) которой (3) темнела маленькая беседка (4) по вечерам прогуливались влюбленные пары.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Собака сначала все время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги ее замедлились и стали крадущимися.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
(1)Детство у меня было замечательным. (2)В детстве не было денег, не было интересной работы, но все это — дело наживное. (3)Зато в детстве были отец и мать.
(4)В нашей семье всегда царил отец со своим непререкаемым авторитетом. (5)В мальчишеских играх не было места матери. (6)Конечно, без ее завтраков, обедов и ужинов я не мог бы жить, но это было так обыденно, что и незаметно… (7)Нежности не были приняты в нашей семье. (8)Мы не целовали маму перед сном и не говорили в порыве чувств: 
— Я тебя люблю…
(9)Сказал ли я ей это хотя бы раз? (10)Жизнь была так заполнена важными делами, что не оставалось места обычным: забежал домой на минутку, перекусил — и опять туда, где друзья, игры и страсти. (11)На девяносто процентов я состоял из маминых забот, но не замечал их, как не чувствуем мы и совсем не видим воздуха, которым дышим.
(12)Мы с мамой жили рядом, но словно в разных мирах. (13)Эти миры соприкоснулись лишь однажды, когда случилась история, оказавшаяся интереснее всех приключений и затей: игры в футбол, стрельбы из самопала и запусков ракет.
(14)Обычно мама проводила время у плиты, в ванной или на диване — за чтением книг, помню, плакала над «Бедными людьми» Достоевского. (15)Но иногда она вдруг вскакивала с дивана, полная энергии и готовая к подвигам. (16)Ее манила деловая активность, мама была полна самых смелых бизнес-планов. (17)Она любила приговаривать: «Жили бедно — хватит!» (18)Но бизнес ее обычно ограничивался мечтами и смехом. (19)Она делилась с близкими своими планами, а те поднимали ее на смех. (20)И напрасно, потому что главное для автора проекта — уверенность в себе, а критика близких способна уничтожить ростки самых гениальных начинаний.
(21)И все же однажды мама смогла увлечь меня своим планом. (22)Речь шла о полете на самолете! (23)Мне отводилась роль помощника: утром она покупала на нашем базаре три ведра вишен, мы садились на самолет и через полчала оказывались в областном центре, где эти же вишни можно было продать с немалой выгодой! (24)Перспектива полетать на самолете показалась мне столь заманчивой, что я решил поддержать маму наперекор всем сомнениям.
(25)В шесть часов утра мы, помогая друг другу, перекладывая ведра с купленной вишней из руки в руку, дотащились до аэродрома. (26)На голом поле стоял вагончик и ночевала пара зеленых «кукурузников». (27)Мы забрались в брюхо самолетика, поставили под ноги ведра и после короткого разбега с ужасным тарахтеньем взмыли в воздух. (28)Не поднимались мы выше облаков, но и от той высоты в пару сотен метров, на которой проходил полет, дух захватило. (29)Зеленая земля висела под нами, округлившись по краям и покачиваясь из стороны в сторону, как огромная елочная игрушка — шар на ниточке. (30)Под нами бежали поля и луга до тех пор, пока мы не увидели внизу трубы и дома большого города. (31)Со свистом в ушах, держа в трясущихся руках ведра вишен, ступили мы на бетонное поле аэродрома.
(32)Конец нашего бизнес-проекта был бесславным: оказалось, что здесь на центральном рынке вишни идут по той же цене, что и на нашем базаре. (33)Сейчас мне кажется, что это было самое удачное мамино предприятие, самое удачное начинание: деньги, вложенные в этот проект, обратились в чувства. (34)Нас с мамой связало дело, в котором соприкоснулись миры взрослых и детей и благодаря которому я могу сейчас ощутить ее характер в своем: я так же люблю читать и мечтать о великих делах, а потом так же вскакиваю и отправляюсь штурмовать небо в поисках лучшей доли на рынке нынешнего дня. (35)Разве что вишней не торгую…
(36)Но понимать это я стал только сейчас, повзрослев. (37)Когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает желание оказаться в детстве, найти там маму и сказать ей то, чего никогда не говорил, что не было принято говорить у нас в семье, но что подразумевалось, как воздух вокруг нас: 
—Спасибо, мама, я тебя люблю.
(38)Теперь я могу сказать это только во сне, и, поднимаясь вверх, как на «кукурузнике», я опять вижу под собою землю, которая покачивается и закругляется по 
краям… (39)Рядом со мной мама, мы обмениваемся взглядами. (40)Мы летим на самолете, мы полны радужных планов. (41)На двоих у нас три ведра небесных вишен. (По Ю. Нечипоренко*)

* Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художник, культуролог.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)    Рассказчик сожалеет, что не говорил маме о любви к ней.
2)    В характере рассказчика отразился характер его мамы.
3)    Мама рассказчика сумела успешно реализовать свою деловую активность.
4)    Самолет, который назван в тексте «кукурузником», имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве.
5)    Участие в мамином «проекте» помогло рассказчику лучше понять ее.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)    В предложениях 1—3 представлено рассуждение.
2)    В предложениях 4—6 содержится описание.
3)    Предложение 15 объясняет предложение 14.
4)    Предложения 25—27 содержат повествование.
5)    В предложениях 29—30 содержится описание.

22. Из предложения 30 выпишите слово в переносном значении.

23. Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 
«Детские воспоминания спустя много лет живы в душе автора. Яркость детских впечатлений отражают использованные в тексте изобразительно-выразительные средства: лексические — (А) («дух захватило» в предложении 28) и синтаксические — (Б) («как огромная елочная игрушка — шар на ниточке» в предложении 29). Размышляя о личности своей мамы, о своих взаимоотношениях с ней, автор использует такой троп, как (В) (в предложениях 11, 20, 34), и прием — (Г) («самое удачное» в предложении 33)».
Список терминов:
1)    парцелляция
2)    метафора
3)    фразеологизм
4)    вводные слова
5)    лексический повтор
6)    диалог
7)    восклицательные предложения
8)    ряды однородных членов предложения
9)    сравнительный оборот

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Источник: Русский язык. Ликбез.