8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Темы итогового сочинения 2014/2015

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

 

Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений: 
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). 

По замыслу организаторов, темы сочинений, сформулированные на материале творчества М. Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. д.


2. Вопросы, заданные человечеству войной. 

В этом направлении школьникам будет предложено поразмышлять о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).


3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. 

Здесь выпускникам предлагается поразмыслить над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).


4. Спор поколений: вместе и врозь. 

Проблематика ведет к рассуждению о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т. п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).


5. Чем люди живы?

Темы этого направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). 

 

 Темы сочинений

102.Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

202.«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)

302.Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.

401.Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

502.Что важнее: любить или быть любимым?

 

109.Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

209.Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

301.Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?

410.Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

508.«Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий)

 

105.Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

205.«Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.

303.Что мешает человеку обрести гармонию с природой?

403.Почему так важно сохранять связь между поколениями?

504.Кого можно считать счастливым человеком?

 

110.Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

208.Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?

310.Почему картины зимы так интересны писателям?

411.В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

509.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

 

108.Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

210.Война: преступление и подвиг.

311.Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?

409.Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

510.Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?

 

101.В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

201.Какой опыт даёт человеку война?

309.Как природа помогает понять мир человеческих чувств?

402.Роль родительского наставления в жизни человека.

507.Что такое взаимопонимание?

 

111.Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

211.Как влияет на сущность человека война?

308.Чему человек может научиться у природы?

407.Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

505.Во имя чего человек может идти на самопожертвование?

 

103.Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

203.Почему тема войны не уходит из литературы?

304.Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?

404.Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

501.Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

 

104.Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

204.Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.)

307.Способна ли природа давать подсказки человеку?

405.Что может мешать отцам и детям понять друг друга?

503.Чем опасна свобода без ограничений?

 

107.Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

207.Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий)

305.Может ли природа помочь человеку понять себя?

408.Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

511.Как Вы понимаете слово «долг»?

 

Источник: http://topic.ege.edu.ru/