8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Правописание Н и НН

1. Перепишите слова, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Объясните написание суффиксов прилагательных.
 
1) конституцион_ый
2) ветрен_ый
3) берестян_ой
4) ржан_ой
5) оловян_ый
6) утин_ый
7) времен_ой
8) шерстян_ой
9) искусствен_ый
10) многочислен_ый
11) серебрян_ый
12) безветрен_ый
13) костян_ой
14) старин_ый
15) соломен_ый
16) воробьин_ый
17) правительствен_ый
18) деревян_ый
19) кожан_ый
20) глинян_ый
21) тыквен_ый
22) секцион_ый
23) ледян_ой
24) единствен_ый
25) карман_ый
26) туман_ый
27) курин_ый
28) тополин_ый
29) естествен_ый
30) машин_ый
31) подлин_ый
32) картин_ый
33) нравствен_ый
34) песчан_ый
35) нефтян_ой
36) торфян_ой
37) умствен_ый
 
2. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание суффиксов причастий.
 
1) асфальтирован_ая трасса 
2) жжён_ый кофе
3) печён_ое яблоко
4) запечён_ое в тесте яблоко
5) выучен_ый урок
6) учён_ый скворец
7) клеен_ая книга
8) заклеен_ый конверт
9) неразгадан_ая тайна
10) иллюстрирован_ая книга
11) вощён_ая бумага
12) крашен_ый пол 
13) связан_ый костюм
14) вязан_ая кофта
15) выкрашен_ая табуретка
16) ношен_ые вещи
17) поношен_ое пальто

3. Вставьте пропущенные буквы. Перепишите словосочетания, распределим их в два столбца: 1) Н/НН в прилагательных; 2) Н/НН в причастиях.
 
1) священ_ая клятва
2) кован_ый замок
3) вскопан_ый братом участок
4) решён_ый пример
5) плавлен_ый сыр
6) негашён_ая известь
7) желан_ый подарок
8) дроблён_ый орех
9) раздроблен_ый камень
10) рван_ый рукав
11) порван_ый рюкзак
12) варён_ый картофель
13) гружён_ый металлоломом вагон
14) усовершенствован_ый механизм
15) небелён_ое полотно
16) жарен_ая курица
17) изжарен_ый на масле
18) неписан_ый закон
19) некрашен_ый пол
20) сломан_ая игрушка
21) ломан_ая линия
22) распилен_ое бревно
23) опубликован_ый рассказ
24) вязан_ая сестрой кофта
25) исклёван_ые ягоды
26) отвоёван_ый рубеж
27) промаслен_ая бумага
28) нечаян_ый поступок
29) вылеплен_ый детьми снеговик
30) изжёван_ая скатерть
31) израсходован_ые средства
32) тщательно выверен_ый текст
33) выкрашен_ый отцом пол
34) бешен_ый бык
35) взбешен_ый глупостью
36) путан_ое объяснение
37) запутан_ые следы
 
4. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1) Я до сих пор помню сон_ую, туман_ую прелесть озера, наискосок освещен_ого солнцем. 
2) Войдя в тен_истые сени, он снял со стены повешен_ую на колышке свою сетку и вышел на огорожен_ый пчельник, в котором привязан_ые к кольям стояли среди выкошен_ого места старые ульи. 
3) В центре городка было несколько камен_ых зданий, полуразрушен_ая церковь со срезан_ым куполом; рядом с ней — медлен_ая речка с мутной водой, отравлен_ой фабричными стоками.
4) Запланирован_ое соревнование прошло очень организован_о. 
5) Соревнование было хорошо организован_о.

5. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните написание Н/НН в прилагательных и причастиях.

Еще (из) дали заметил я избу с тесовой крышей и двумя трубами (по) выше других, по всей вероятности, жилище старосты, куда я и направил шаги свои. (В) сопровождени_ моей продрогш_й собаки взошел я на крылечко, в сени, отворил дверь, но, (в) место обыкновенных принадлежностей избы, увидел (не) сколько столов, завален_ых бумагами, два красн_ых шкафа, забрызган_ые чернильницы, оловян_ые песочницы (в) пуд веса, длин_ейшие пер_я и прочее. На одном из столов сидел малый лет два_цати, с пухлым и болезнен_ым лицом, крошеч_ными глазками и бесконеч_ными висками.

Дверь отв_рилась, и вош_л человек лет (пяти) дес_ти, толстый, ни_кого роста, с быч_ей ше_й, глазками (на) выкате, (не, ни) обыкновен_о круглыми щеками. Он повел меня в другую комнату, только (не, ни) (в) ту, из которой вышел. Я оглянулся: вдоль перегородки, о_делявшей мою комнату от конторы, стояли огромный кожан_ый диван, два стула, тоже кожан_ых, с высочайшими спинками, торчали по обеим сторонам единствен_ого окна, выходивш_го на улицу. На стенах, оклеен_ых зелен_ыми обоями с розовыми разводами, в_сели три огромные картины, написан_ые маслян_ыми красками. (По И. С. Тургеневу) 

6. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните написание Н/НН в прилагательных и причастиях.

Ран_яя осень (не, ни) заметно по_кралась к лесным уроч_щам. В чащ_бах пове_ло холодком, пропитан_ым лёгким грибным запахом, тонким ар_матом первой опавшей листвы, которой усыпан_ы лесные доро_ки.

Ран_яя осень — чудес_ная, (не, ни) повторимая пора года. В воздухе, напоён_ом ар_матом ув_дающей травы, плывёт (серебристо) сизая паутина. Остро чу_ствует_ся: каждый песчан_ый взлобок, завален_ый сосновыми иголочками, тонкая ветка ч_рёмухи, тронутый первой поз_лотой б_рёзовый лист — всё обласкан_о, покорен_о нежным прощальным теплом сол_ца.

Каждый человек встр_чает осень (по) своему. Меня ран_ей осенью всегда тянет и в ра_цвечен_ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думает_ся. Только в лесу и можно понять, как тепло прощает_ся родная пр_рода с красным летом. (По В. Солдатову)

7. Перепишите текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные причастия с Н/НН. Объясните их написание.

Был один из ___ дней ___ осени. Ещё вчера показывалось ___ солнце, ___ растения ещё тянулись к солнцу, в ___ рощах щебетали ___ стайки ___ щеглов, ___ зябликов. ___ ледок у ___ берегов ___ речек к полудню бесследно растаял. Ещё носилась в ___ воздухе ___ паутина, кружились над ___ бурьяном ___ мошки. А сегодня с ___ утра подул ___ ветер, вое замерло в ___ полях и ___ рощах.

Источник: Ликбез. Русский язык