1. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.
1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей (Н. Печерский).
2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно (В. Солоухин).
3) Розово и зыбко явь отражается в снах (Л. Леонов).
4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика (Н. Артюхова).
5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин (Г. Гребнев).
А. Подлежащее.
Б. Сказуемое.
В. Определение.
Г. Дополнение.
Д. Обстоятельство.
2. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.
1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские мужики (И. Васильев).
2) Крики то усиливались, то затихали (А. Ладинский).
3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет (В. Белов).
А. Соединительные союзы.
Б. Противительные союзы.
В. Разделительные союзы.
3. Какими союзами связаны однородные члены предложения?
1) Все осталось в моей памяти. Потому что и гордый верблюд, и волнистые барханы, и зеленый оазис были на самом деле (Г. Кочетков).
2) В фонды отдела вошли не только живопись, но и скульптура (Л. Воронихина).
3) Народ создал свою школу. Она — в песнях и сказках, былинах и легендах, обрядах и преданиях (И. Васильев).
А. Неповторяющиеся союзы.
Б. Повторяющиеся союзы.
В. Двойные союзы.
4. Какой схеме соответствует расстановка знаков препинания в данных предложениях? (Условные обозначения: Θ — обобщающее слово; О — однородные члены предложения.)
1) И все это огромная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, синева неба поражало своей густотой, свежестью и новизной (И. Бунин).
2) Родина складывается из конкретных и зримых вещей изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот (В. Солоухин).
3) Горы, кроны деревьев, сверкающий ручей все поплыло, закачалось в седом, холодном свете (Е. Пермитин).
А. Θ: О, О, О, О, О, О.
Б. О, О, О — Θ...
В. Θ: О, О, О, О — ...
5. Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения.
1) В голубом лунном свете эти места поражали ширью и первозданной красотой (Е. Пермитин).
2) Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы (И. Бунин).
А. Определения однородные, между ними ставится запятая.
Б. Определения неоднородные, между ними не ставится запятая.
6. Назовите признак однородности данных определений.
Я увидал ПРОДОЛГОВАТЫЙ, ОБИТЫЙ МЕДЬЮ сундучок (Вс. Иванов).
1) Определения выражены именами прилагательными одного и того же разряда.
2) Определения характеризуют круг чем-то близких предметов.
3) Определения обозначают разные качества, признаки, свойства одного предмета.
4) Определения выражены прилагательными и причастиями (причастными оборотами).
7. Назовите признак неоднородности данных определений.
1) Дорожки усеяны были КРУПНЫМИ РАЗНОЦВЕТНЫМИ камешками (А. Погорельский).
2) НАД ЧЕРНЫМ ЗАРЕЧНЫМ лесом висел огромный блин месяца (М. Рапов).
А. Определения характеризуют предмет с разных сторон.
Б. Определения выражены прилагательными различных разрядов.
В. Первое определение поясняет словосочетание второго определения с определяемым словом.
8. Перепишите предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.
1) Приходится вставать ни свет ни заря и отправляться на занятия.
2) Огромный жирный важный кот не мог пролезть в дверь ни взад ни вперед.
3) Полощется и трепещет и хлопает парус беспокойно отыскивая ветер.
4) Все в этой комнате столы и лавки шкафы и кровати было выстругано из чистого белого дерева.
5) Иногда рождался краткий обманчивый звук и умирал тотчас.
6) На звонок в переднюю выходила бабушка или мать.
7) Борьба учила хитрости осторожности зоркости смелости.
8) Пойду спрошу скоро ли будет готов наш сытный праздничный обед.
9) Ни днем ни ночью он не мог отдохнуть закрыть глаза забыться заснуть.
10) То и дело ни к селу ни к городу повторял он полюбившееся слово.
11) Эти люди и тени вокруг костра и темные тюки и далекая молния каждую минуту сверкавшая вдали все теперь представлялось нелюдимым и страшным.