8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 5 (2015-2016)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3) <…> руководители компаний все-таки поняли, что с запуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те смогут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1. Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.
2. Во избежание информационного и материального ущерба каждая новая компьютерная система, который связана с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников, и директора компаний это поняли.
3. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.
4. Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.
5. По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
 Наоборот,
 Зато
 Хотя
 Вопреки этому,
 Во-первых,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОКНО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ОКНО, -а, ср.
1. Отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие. Большое, высокое узкое о. Комната в два окна. Стоять под окном. Выбросить что-н. за о. или в о. Открыть, закрыть о. Опустить, поднять о. (с движущейся вверх и вниз рамой, напр., в вагоне). Цветы на окне (на подоконнике). Сесть на о. (на подоконник). Замазать, заклеить, утеплить окно (заделать на зиму щели между рамами.)
2. Отверстие в разделяющей что-н. стене, перегородке. О. кассира. О. рецептурного отдела (в аптеке).
3. перен. Просвет, отверстие в чем-н. Доступ к чему-л. О. между тучами. О. в болоте (остаток водоема в виде открытого углубления.)
4. перен. Ничем не занятое время, промежуток в цикле работ, в учебном расписании (разг.). О. Между лекциями.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
 звонИм
 начАл
 оптОвый
 надОлго
 понЯвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
 После того как рой полностью привьется, под собравшийся клуб подводят роевню и СТРЯХИВАЮТ в нее основную массу пчел.
 Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
 В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.
 Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
 Самая большая и шумная компания ОБСТУПИЛА Нину Семеновну, учительницу начальной школы, которая десять лет назад встретила всех ребят на пороге школы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
 ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
 ПОЛОЩУЩИЙ белье
 много ВИШЕН
 ПОПРОБОВАЙ прочитать
 РЕКТОРЫ институтов

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б)    неправильное построение предложения с косвенной речью
В)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д)    ошибка в построении сложноподчиненного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.
2. В наше время непрерывно растет объем передающейся информации по глобальными линиями магистральной связи.
3. Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
4. Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убежден в необходимости основательного преподавания родного языка».
5. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
6. Среди домов, построенных не этой улице, было несколько многоэтажных.
7. Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было построено большое количество спортивных объектов и гостиниц.
8. Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.
9. Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
 предст_вление
 к_лыхаясь
 пл_вец
 распол_жение
 г_рячий

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
 пр_одолел, пр_града
 ра_шифрую, и_брать
 о_далил, на_пилил
 пр_сечь, пр_брать
 р_зослал, д_писал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
 толщ_на
 откруч_вать
 одол_вать
 податл_вый
 подраг_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
 рокоч_шь
 немысл_мый
 отлаж_нный
 законч_нный
 движ_шься

12.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
 Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.
 (НЕ)ПРИЗНАВАЯ авторитетов, трудно найти истину.
 Этого человека оказалось (НЕ)ТАК легко увлечь новыми идеями.
 Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина.
 Стол (НЕ)ПОКРЫТ скатертью.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
 Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
 По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.
 Выражение лица у нее было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЕ(ТАКИ) хорошие.
 (В)СКОРЕ Степан привезет почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
 (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а ТАК(ЖЕ) к зачетам.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
По мнению М. Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непониманием и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3. По ночам земля быстро выхолаживалась к рассвету степь покрывалась налетом хрупкого инея.
4. Сердце то вдруг задрожит и забьется то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
5. Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В тот день мы завтракали втроем (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович — учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.
(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым — то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и Игнатович напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Игнатович же сам приохотил нас к другому обращению.
(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.
—(17)Господин учитель, — сказал он громко, весь красный и дерзкий. — (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…
(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.
—(21)Что в таком случае… Вы сами баран…
(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках Игнатович, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:
—Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…
(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…
— (32)Свинство, брат! — сказал кто-то.
—(33)Пусть жалуется в совет, — угрюмо ответил Заруцкий.
(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.
—(35)И пожалуется! — сказал кто-то.
—(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?
(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.
(42)На следующий урок химии Игнатович явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневшим лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.
— (47)Господин учитель…  — с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.
—(50)Я… прошлый раз… — начал Заруцкий глухо. (51)Затем, с внезапной резкостью, он закончил:
—Я извиняюсь.
(52)И сел с таким видом, точно сказал новую дерзость. (53)Лицо у Игнатовича посветлело, хотя краска залила его до самых ушей. (54)Он сказал просто и свободно:
—Я говорил уже, господа, что баранами никого не называл.
(55)Инцидент был исчерпан. (56)В первый еще раз такое столкновение разрешилось таким образом. (57)«Новый» учитель выдержал испытание. (58)Мы были довольны им и — почти бессознательно — собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью этого юноши, как воспользовались был слабостью кого-нибудь из «старых». (59)Самый эпизод скоро изгладился из памяти, но какая-то ниточка своеобразной симпатии, завязавшейся между новым учителем и классом, осталась. (По В. Г. Короленко*)
* Владимир Галактионович Короленко (1853—1921 гг.) — русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Стремясь перекричать класс и понимая, что ему не удается это сделать, учитель химии оскорблял учеников.
2. Учитель химии Владимир Васильевич Игнатович получил университетское образование.
3. Одноклассники Заруцкого не одобрили его поступок по отношению к учителю химии.
4. Заруцкий принес учителю свои извинения, потому что побоялся, что тот пожалуется в совет.
5. Разрешение конфликта привело к возникновению определенной симпатии во взаимоотношениях класса с учителем.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 3—5 представлено описание.
2. В предложениях 12—15 представлено рассуждение.
3. Предложения 27—28 содержат повествование.
4. Предложение 38 содержит аргументированный ответ на вопрос, сформулированный в предложении 37.
5. В предложениях 39—41 содержится описание.

22. Из предложений 32—35 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 1—6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Создавая образ учителя химии Владимира Васильевича ИгнатОвича, автор использует синтаксическое средство (А) (в предложениях 3,6) и троп — (Б) («как будто детские» в предложении 4, «как профессор» в предложении 6). Отношения одноклассников Заруцкого к его поступку и их оценку дальнейшего развития событий выражают лексическое средство — (В) («свинство» в предложении 32, «спустит» в предложении 37), а также восклицательные предложения, использованные в такой форме речи, как (Г) (предложения 32—33, 35—37).
Список терминов:
1. сравнение
2. эпитет
3. ряды однородных членов предложения
4. анафора
5. обращение
6.  разговорная лексика
7. олицетворение
8. противопоставление
9. диалог

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Источник: Ликбез. Русский язык