8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 7 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперед, развития. (2)Еще с доистотических времен человек старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методу их использования — технологией. (3)______, технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)    Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой.
2)    Человек с доисторических времен старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.
3)    Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.
4)    Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.
5)    Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом энергии — создавая технологию. 

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
•    Вопреки этому
•    Таким образом
•    Наоборот
•    К сожалению
•    Во-первых

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в каком значении это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
МАТЕРИАЛ, -а, м.
1)    Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.
2)    Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.
3)    Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.
4)    Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
•    намЕрение
•    надОлго
•    сОгнутый
•    позвОнит
•    бАнты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуицией и всегда действует с учетом изменившихся условий.
•    Чтобы ПОПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.
•    Опытный персонал пансионата сделал все возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТНО.
•    Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направился к своей хижине, радуясь, что построил ее под плотным навесом.
•    В следующем году ОТБОР игроков в команду юниоров будет осуществлять известный тренер, несколько лет назад завершивший карьеру футболиста блестящим матчем, в котором принес своей команде три очка.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    ПЯТИСТА экземпляров
•    несколько ЯБЛОНЬ
•    НАИБОЛЕЕ УДАЧНО
•    ПОЕЗЖАЙ быстрее
•    ИХ победа

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А)    В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нем — экономичнее.
Б)    Все вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.
В)    Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.
Г)    Каждый из создателей этого фильма сказали несколько слов о процессе съемок.
Д)    Сразу по приезду в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)    ошибка в построении предложения с однородными членами
5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)    неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
•    устр_миться
•    разл_жить
•    проск_чить
•    д_тальный
•    укр_щать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
•    в_йти, зан_весить
•    пр_шить, пр_умный
•    и_пытать, ра_цвет
•    на_колоть, о_брось
•    пр_милый, пр_крепил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
•    податл_вый
•    залеч_вать
•    уклонч_вый
•    корч_вать
•    подстра_ваться

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 
•    утрач_нный
•    оберега_мый
•    замаяч_шь
•    наклоня_шься
•    разруш_нный

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
•    Когда наконец из-за низких туч выглянуло солнце, миллионы радужных переливающихся искр засияли на (не) тронутой ничьими следами белизне снега.
•    (Не) смотря на «домашний» характер, собрания в доме Олениных имели значительное состояние литературы и театра.
•    Товарищи, (не) увидев разожженного костра, пожурили меня за беспечность.
•    Попытки заделать образовавшуюся в лодке течь (не) увенчались успехом.
•    В 1904 году никому (не) известный историк обнаружил в бумагах нотариуса, которые хранились в генуэзском архиве, один весьма любопытный факт.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
•    В Японском море, (В) БЛИЗИ Курильских островов, часто встречается небольшая, но очень опасная медуза, которую местные жители КОГДА (ТО) назвали крестовичком за крестообразное расположение четырех темных радиальных каналов.
•    Оперативная память — это рабочая область для процессора компьютера, в которой (ВО) ВРЕМЯ его работы хранятся программы и данные и которая является для них только временным хранилищем, ПОТОМУ (ЧТО) данные и программы в ней сохраняются только при включенном компьютере или до нажатия кнопки сброса.
•    Если придется защищать свою страну, то ГДЕ (ТО) в глубине сердца мы будем знать, что защищаем и этот лесной задумчивый край, научивший нас видеть и понимать прекрасное, КАК (БЫ) невзрачно на вид оно ни было.
•    ЧТО (БЫ) ежедневно затрачивать меньше усилий, (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человек старался механизировать свой повседневный труд, для чего использовал устройства и механизмы, которые поначалу были очень простыми, но постепенно усложнялись и достигли наконец сегодняшнего уровня технического совершенства.
•    В жаркий (ПОЛ) ДЕНЬ по узкой тропинке вдоль реки, густо засеянного золотистой рожью, к видневшейся (В) ДАЛИ деревеньке неторопливо шла, прикрываясь от солнца зонтиком, молодая женщина, одетая в белое кисейное платье.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Необъезже(1)ая лошадь все еще норовила сбросить отчая(2)ого седока, а он, посылая зрителям воздуш(3)ые поцелуи, бесстраш(4)о демонстрировал им приемы цирковой езды.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)    За спиной царя на холсте нет ни поля боя ни морского сражения на дворцовых покоев с уходящими вдаль зеркалами.
2)    Николая Струйский знал несколько иностранных языков и прекрасно разбирался в искусстве однако отличался некоторыми странностями характера.
3)    Свои творения поэт записывал в тетрадь и читал на встречах в литературном салоне своим друзьям.
4)    Прекрасны и милы в любое время года река цветы деревья дикий лес.
5)    Солнце закатилось и без промедления вступила в свои права темная южная ночь.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Петр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к учению (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Пловец (1) видимо (2) снова запутался в прибрежных водорослях. Но на этот раз (3) к счастью (4) все обошлось благополучно.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сплошная трехэтажная полоса жилых корпусов (1) на углах (2) которых (3) выстроены четыре небольшие церкви с золотыми куполами (4) окружает широкий двор Смольного монастыря.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.
(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил ему свежую обильную еду.
(5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.
(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай черного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улица стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.
(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав я положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студеном, голодном общежитии.
(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.
— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофер. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!
— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.
(18)Я достал из мешка большой, тяжелый каравай в надежде, что шофер отрежет часть и за это довезет до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенес такие муки, было мне уже безразлично.
(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.
— (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принес?
(24)Я рассказал им, как было дело.
— (25)А не был ли похож тот шофер на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарев.
— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофера с  маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?
— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!
(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.
— (30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.
(32)Никто не ждал, что Мишку взорвет таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.
— (33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается.
(36)При этому он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжелый замок.
(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принес его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — все это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь все темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширились, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг темной волной.
(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком.(40)Я поднял клюшку и раз, и два, и уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свертками показался хлеб.
— (41)Все это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лег в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже поташнивало. (43)Скоро я впал в забытье, потому что болезнь вошла в полную силу.
(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потому его унес комендант общежития. 
(По В. Солоухину*)


* Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысливает историю России ХХ века.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)    Студенты давно собирались сбить замок с Мишкиной тумбочки, чтобы конфисковать его продукты.
2)    Рассказчик отправился домой, чтобы принести товарищам каравай хлеба.
3)    Мишка сам захотел, чтобы ребята — соседи по комнате — проверили его тумбочку.
4)    Мишкин отец доставал продукты, используя свое положение начальника склада.
5)    Товарищи рассказчика, несмотря на голод, пытались уговорить его не ходить в деревню за хлебом.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)    Предложение 2 объясняет содержание предложения 3.
2)    В предложении 10-11 содержится повествование.
3)    Предложения 37-38 включают описание состояния человека.
4)    В предложениях 39-40 представлено рассуждение.
5)    В предложениях 44-46 представлено описания.

22. Из предложения 40 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 32-38 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 
Стремясь объяснить причины поступка персонажа, автор достоверно передает его состояние, используя синтаксическое средство выразительности (А) (в предложениях 37, 38) и троп (Б) («как клубится, делаясь все темнее и страшнее, июльская грозовая туча» в предложении 37, «темной волной» в предложении 38). (В) («жадюги», «хапуги» в предложении 28) и троп (Г) («бесстыдная Мишкина ложь» в предложении 27), использованные автором, обнаруживают отношение студентов к тем, кто, преследуя свою выгоду, способен совершить низкий поступок».
Список терминов:
1)    анафора
2)    сравнение
3)    диалектизмы
4)    фразеологизмы
5)    парцелляция
6)    эмоционально-оценочные слова
7)    ряды однородных членов
8)    литота
9)    эпитет

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Источник: Русский язык. Ликбез