8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 6 (2015)

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Радар служит для обнаружения объектов, которые находятся на большом расстоянии или вне поля зрения. (2) _______, современный радар — это прибор, излучающий при помощи антенны электромагнитные волны, которые распространяются на очень большое расстояние, и если на их пути попадается какой-нибудь объект, то они отражаются от него и возвращаются обратно в точку излучения, то есть на антенну радара. (3)Радар воспринимает отраженные волны, он определяет по ним, на каком расстоянии находится объект, и отмечает это расстояние на специальном экране.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)    Электромагнитные волны, излучаемые современными радарами, способны преодолеть большие расстояния, прежде чем они возвращаются к источнику излучения — антенне радара.
2)    Радар — это прибор, антенна которого излучает электромагнитные волны, отражающиеся от удаленного объекта и возвращающиеся обратно: таким образом можно обнаружить объект и зафиксировать расстояние до него.
3)    Некоторые объекты, расположенные на большом расстоянии или вне поля зрения, способны излучать электромагнитные волны, которые современные радары могут уловить.
4)    Современный радар способен воспринимать отраженные объектом электромагнитные волны.
5)    Радар служит для обнаружения удаленных объектов: его антенна посылает электромагнитные волны, которые, отражаясь от объекта возвращаются к радару, фиксирующему расстояние до них на экране. 

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
•    Наоборот
•    Вопреки этому
•    Так
•    Несмотря на это
•    Во-первых

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЪЕКТ. Определите значение, в каком значении это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ОБЪЕКТ, -а, м.
1)    В философии: то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира. Мир объектов.
2)    Явление, предмет, на который направлена чья-либо деятельность, чье-либо внимание (книжн.). Объект излучения, описания. Объект промысла. Объект наблюдений.
3)    Предприятие, учреждение, а также все то, что является местом какой-либо деятельности. Строительный объект.
4)    В грамматике: семантическая категория со значением того, на кого (что) направлено действие или обращено состояние. Объектное значение.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
•    прИняли
•    врУчит
•    слИвовый
•    дОнизу
•    оклЕить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    В зале раздался ЗВУЧНЫЙ голос конферансье, и зрители затаили дыхание в ожидании выступления любимого оперного певца.
•    ПАМЯТНЫЕ монеты представляют увлекательную и очень интересную страницу истории нумизматики.
•    Посетителям предстоящего мероприятия будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность лично пообщаться с любимыми писателями.
•    Катя знала, что если младшая сестренка ОДЕЛА бальное платье, то она представляет себя героиней любимого балета.
•    Нужно, чтобы  каждое слово в изучаемом тексте было ПОНЯТНЫМ.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
•    ДЕВЯТЬЮСТАМИ экземплярами
•    ведро ВИШЕН
•    поступить БОЛЕЕ РАЗУМНО
•    чуткие ДОКТОРА
•    ПОДБЕЖИ к финишу

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
А)    Прежде всего искусство иллюстратора обессмертил имя выдающегося художника И. Я. Билибина, сумевшего создать свой неповторимый, глубоко индивидуальный стиль.
Б)    Оценка риска для здоровья — это процесс установления степени выраженности и вероятности развития неблагоприятных эффектов, обусловленные воздействием факторов окружающей среды на здоровье.
В)    Только благодаря четких, согласованных действий спасателей, людей, оказавшихся в сложной ситуации, удалось вовремя перевезти в безопасное место.
Г)    Значение любого слова определяется, пользуясь толковым словарем.
Д)    Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения как медико-социальной активности, так мотивации к здоровому образу жизни.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)    нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
3)    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)    ошибка в построении предложения с однородными членами
5)    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)    нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)    неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
•    прик_сновение
•    предпол_гать
•    заг_реть
•    р_скошный
•    велос_пед

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
•    ра_водить, и_печь
•    пр_сечь, пр_возмочь
•    пр_играть, н_валить
•    на_кусить, о_бросил
•    пр_лечь, пр_хороший

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
•    кропотл_вый
•    изменч_вый
•    подкле_вать
•    словоохотл_вый
•    охлад_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. 
•    непроница_мый
•    простуж_нный
•    позабав_шься
•    несмолка_мый
•    раста_т

12.  Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
•    На кустах шиповника бутоны цветов (не) раскрыты.
•    После (не) так давно прошедшего дождя воздух был все еще пропитан влагой.
•    Принято считать, что жабы далеко (не) красивы.
•    Лучи солнца играют в (не) густой, но пышной листве молодых кленов, в кружевах травы, окропленной росой.
•    В определенных ситуациях нужно действовать (не) раздумывая.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
•    (С) НАЧАЛА Вовка повел нас по дну оврага узкой тропинкой между зарослей КАКИХ (ТО) растений.
•    Длинноухий, с выпученными глазами, заяц с треском выскочил (ИЗ) ПОД земли у самых ног песцов и (С) ХОДУ пошел сигать по вырубке, перепрыгивая пеньки.
•    ЧТО (БЫ) овладеть искусством каллиграфии, нужно заниматься (В) ТЕЧЕНИЕ долгого времени.
•    (НА) ПРОТЯЖЕНИИ оставшегося до завершения строительства времени самостоятельно ездить за покупками для оформления господского дома.
•    (В) ПЕРЕДИ нас, (В) ДАЛИ, сходились острые скалы: левая — озаренная отблесками заходящего солнца, правая — почти черная.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Однажды богиня цветов Флора решила сделать Зевсу подарок: она взяла чистоту ра(1)его утра, добавила свежесть гор(2)ого ручья, блеск утре(3)ей росы, красоту и благоухание всех необыкнове(4)ых растений — и получилась бабочка.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)    Залетает ветер в аллеи старого парка колышет ветви берез или срывает листья с кленов.
2)    Грустный человек с седыми волосами словно хочет пробежать пальцами по клавишам рояля оживить прекрасную мелодию исполнить любимый вальс и прислушаться к его звучанию.
3)    Свежий морозный воздух удивительно чист и прозрачен.
4)    В морозной тишине кружатся над самыми верхушками деревьев то ли галки то ли вороны.
5)    Все на этом удивительном полотне выдающегося художника живет и дышит.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Изображенные на картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» (1) казаки (2) не участвующие в игре (3) развернулись по направлению к всаднику и (4) перебрасываясь словами (5) увлеченно следят аз зрелищем.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Звучание реальной жизни таперу позволяла воспроизводить (1) может быть (2) сама музыка, ведь музыка (3) может (4) передать все: и шум ветра, и пение птиц, и интонацию взволнованного спора, и настроение героя…

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Картина А. И. Куинджи (1) поражает чистотой и насыщенностью красок (2) благодаря использованию (3) которых (4) усиливается яркость впечатления от изображенного на ней солнечного дня.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В небе вспыхнул первый луч солнца (1) и (2) как только (3) ночная тьма укрылась в ущельях гор и трещинах камней (4) вдали послышался рожок пастуха.

Прочитайте текст и выполните задания 20—25.
(1)В суровые военные годы во время бомбежки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.
(3)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал ее облику особый колорит.
(6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)За свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать надо собой с помощью дневника.
(11)Результат превзошел все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарен и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с легкостью подменял отсутствующих актеров. (14)Закончив после война режиссерское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссером.
(15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели — получения новых знаний. (16)Уроки радости — таков был стиль ее преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.
(18)Рядом с ней даже бомбежка была на так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой — а иначе и быть не могло…
(20)Шел август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21)Августовская ночь была темной и теплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» — бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у нее за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» — накинулась на меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден — он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.
(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем — его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (30)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищенными. (31)Прижимаясь друг к другу, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.
(32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» — опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы, про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слез — громко, довоенным смехом.

(39)Когда мы вышли из нашего убого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слезы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чем не бывало сказала: 
— Кости целы — мясо наживем! (42)Живы будем — не помрем!
(43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44)Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с ее незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу. (45)И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, — смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти. (По Г. Галлер*)

* Галина Галлер (род. в 1964 г.) — журналист, врач, научный работник.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)    Убежище, в котором укрывалась рассказчица, не могло защитить людей от бомбовых ударов.
2)    Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых.
3)    Светлый оптимизм помогает людям жить.
4)    Бабушка рассказчицы долгое время работала в театре юного зрителя.
5)    В тексте описаны события конца Великой Отечественной войны.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)    В предложениях 1-2 представлено рассуждение.
2)    В предложениях 8-10 представлено повествование.
3)    Предложения 15-16 объясняют содержание предложения 17.
4)    В предложениях 18-19 содержится рассуждение.
5)    Предложение 22 подтверждает содержание предложения 21.

22. Из предложения 26-28 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 6-14 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20—23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. 
Вспоминая о своей бабушке, автор передает отношение к ней детей с помощью такого лексического средства, как (А) (в предложении 4). Стремясь воссоздать деятельный характер бабушки, Г. Галлер использует троп (Б) («как колобок» в предложении 2, «вихрем» в предложении 28), а также синтаксическое средство (В) (например, в предложениях 2, 9). Еще один троп (Г) («оглушительный грохот» в предложении 31, «убогое укрытие» в предложении 39, «хлипкое убежище» в предложении 45) помогает читателю составить представление об опасностях, которые приходилось преодолевать людям в суровое военное время.
Список терминов:
1)    парцелляция
2)    метафора
3)    ряд однородных членов предложения
4)    диалог
5)    лексический повтор
6)    фразеологизм
7)    эпитет
8)    восклицательные предложения
9)    сравнение

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Источник: Русский язык. Ликбез