8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Задания 1-3

Текст 1. Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Эгейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определенной точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3) (…) такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
1.1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.
2)    Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый определенный момент времени древнегреческий философ Зенон сделал вывод об отсутствии движения как такового.
3)    В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу, руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира посредством логики.
4)    Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограничены.
5)    Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.
1.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    наоборот
2)    например
3)    однако
4)    именно
5)    вероятно
1.3. Прочитайте пример словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ВРЕМЯ, -мени, мн. –мена, -мён, -менам, ср.
1)    Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи, последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2)    Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3)    Промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Время не ждет (надо торопиться). Время терпит (еще можно ждать). Время покажет (будет видно в будущем). Время работает на нас. Продолжительное время. На короткое время. Выиграть время.
4)    Определенный момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда. В любое время дня.
5)    (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятных времен (с незапамятного времени). Во все времена  (всегда). На все времена (навсегда).
6)    Пора дня, года. Вечернее время. В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разг.). Дождливое время. Времена года (зима, весна, лето, осень).



Текст 2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И все-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) (…) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.
2.1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
2)    Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3)    На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
4)    Древняя русская культура в целом отражала мировоззрением земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
5)    Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей — земледельцев и ремесленников.
2.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    наоборот
2)    например
3)    однако
4)    именно
5)    поэтому
2.3. Прочитайте словарную статью, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. В каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста? Выпишите цифры, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУРА, -ы, ж.
1)    Совокупность человеческих достижение в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2)    То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3)    То же, что культурность. Человек высокой культуры.
4)    Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5)    Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6)    Усовершенствование, высокое развитие. (перен.) Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

Текст 3. Прочитайте текст и выполните задания к тексту.
(1)Известно, что предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) (…) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.
3.1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазон использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.
2)    Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в нее все лексическое богатство русского языка.
3)    В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.
4)    Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.
5)    Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счет включения в него всего лексического богатства русского языка.
3.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    наоборот
2)    например
3)    однако
4)    именно
5)    поэтому
3.3. Прочитайте словарную статью, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
ЯЗЫК (языка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.
1)    Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Показать язык кому-н. Язык не лопатка, знает, что сладко (поговорка). И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык (Пушкин). Языком играл сигналики, песни пел — такие хватские (Некрасов). // Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык.
2)    Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. Голос мой не задрожит, и язык не отнялся (Пушкин). Она без языка лежит, руками объясняется (Тургенев). Лишиться языка. Владеть языком. Язык — один из признаков, отличающих человека от животных. Язык до Киева доведет (пословица).
3)    Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Тургенев). На всех языках говорит (Лермонтов). Родной язык. Славянские языки. Национальные языка. Древние языки (преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык. Мертвый язык. Изучать языки. История русского языка.
4)    Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык.
5)    Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений.
6)    Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык (Пушкин). У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык.

Текст 4. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) (…) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
4.1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Важнейшая функция фразеологизмов — выражение отношения к тому, о чем говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2)    Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3)    Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4)    Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это из важнейшая функция.
5)    Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых из употребление уместно.
4.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    наоборот
2)    поэтому
3)    однако
4)    вероятно
5)    например
4.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово РЕЧЬ употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
РЕЧЬ, речи, мн. речи, -ей, ж.
1)    Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Отчетливая речь. Дар речи. 
2)    Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
3)    Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
4)    Разговор, рассуждение, беседа (разг.) В то время, о котором идет наша речь (А. Тургенев). О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этому) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
5)    Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов (М. Салтыков-Щедрин). Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь.
***Часть речи (грам.) — грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.

Текст 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространенные минералы, — чрезвычайно твердые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3) (…) всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
5.1. В каких из приведенных предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
2)    Алмазная крошка из-за своей твердости используется в качества основного компонента зубоврачебного бора.
3)    Алмазы, обладающие особой твердостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
4)    Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
5)    При изготовлении бриллиантов и некоторых инструментов используются алмазы, потому что они обладают особой твердостью.
5.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    во-первых
2)    потому что
3)    наверное
4)    например
5)    однако
5.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово ДИСК употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
ДИСК, -а, м.
1)    Видимая форма Солнца, Луны, планет. Диск Солнца. Лунный диск. Тень Земли при затемнении Солнца покроет четверть его диска.
2)    Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический диск. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить диск телефона. Диск автомата, пулемета (магазинная коробка автомата, пулемета).
3)    Легкоатлетический снаряд для метания. Метать диск.
4)    Грампластинка. Купить новый диск. Диск с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.
5)    Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жесткий диск.
6)    Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный диск.
7)    Хрящевая прослойка, находящаяся между суставами. Повредить диски. Диски стерлись.

Текст 6. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) (…) при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
6.1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.
2)    Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
3)    При окислении жиров выделяются метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.
4)    В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвую в водном метаболизме.
5)    Жиры — один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.
6.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Выпишите это слово.
1)    вопреки этому
2)    в частности
3)    следовательно
4)    несмотря на это
5)    возможно
6.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово УСЛОВИЕ употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
УСЛОВИЕ, -я, ср.
1)    Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. Требовательность к себе — условие перемирия.
2)    Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
3)    Устное или письменное соглашение о чем-н., договоренность (устар.). Заключить, нарушить условия.
4)    Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
5)    Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
6)    Данные, требования, из которых следует исходить. Условия задачи.

Текст 7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Мало кто знает, что работа фольклориста так же интересна и увлекательна, как поиски археолога или геолога. В то же время она безумно сложна, так как здесь требуется высокий уровень профессионализма, всесторонние знания и большое напряжение. (2)Археологи, ведущие раскопки, действуют в более спокойных условиях. (3) (…) предметы, пролежавшие в земле тысячелетия, не изменятся за несколько лет, пока организуется экспедиция, а фольклорные сокровища изменяются на глазах.
7.1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Работа фольклориста увлекательная и интересна, в отличие от работы археолога.
2)    Работа фольклориста требует не только высокого профессионализма, но и большого напряжения, так как фольклорные сокровища изменяются гораздо быстрее предметов, пролежавших тысячелетия в земле.
3)    Археологи, в отличие от геологов, работают в более спокойных условиях, так как их находки лежат неизменными в земле тысячелетия.
4)    Поскольку фольклорные сокровища изменяются на глазах, фольклористам приходится работать в более сложных условиях, чем археологам.
5)    Фольклористы так же, как и археологи, участвуют в увлекательных и интересных экспедициях.
7.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    вопреки этому
2)    потому что
3)    следовательно
4)    несмотря на это
5)    возможно
7.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово РАБОТА употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
РАБОТА, -ы, .
1)    Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.), вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная работа машины. Работа мысли.
2)    Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная работа. Ответственная работа. Срочная работа. Общественная работа. Работа по специальности. Провести большую работу.
3)    Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная работа. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
4)    Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.
5)    Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.
6)    Материал, подлежащий обработке, находящийся в  процессе изготовления. Надомники берут работу на дом.
7)    Качество, способ исполнения. Топорная работа. Вещь превосходной работы.  * В работу взять кого (разг.) — оказать решительное воздействие на кого-н. Чья работа? (разг.) — кто это сделал, чьих рук дело? Моя (твоя, его и т.д.) работа (разг.) — это сделал я (ты, он и т.д.). Разбитое стекло — твоя работа? // Уменьшит.: работка, -и, ж. (ко 2 и 7 знач.; прост.), работёнка, -и, ж. (ко 2, 3, и 6 знач.; прост.) и работёшка, -ж. (ко 2 и 6 знач.; прост.) // прил. работный, -ая, -ое (к 3 знач.; стра.) работные люди (в старину: рабочие, работники).

 
Текст 8. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)На своем видимом пути Солнце пересекает двенадцать созвездий зодиака. 
(2)В каждом из этих созвездий Солнце бывает примерно месяц. (3) (…) наблюдать Солнце в том зодиакальном созвездии, в котором оно находится в данный момент года, можно только во время полного солнечного затмения.
8.1. В каком из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Только во время полного солнечного затмения можно наблюдать, в каком из двенадцати зодиакальных созвездий находится солнце в данный момент.
2)    На своем пути Солнце пересекает двенадцать созвездий зодиака, и мы видим, что примерно месяц Солнце бывает в каждом из созвездий.
3)    Во время солнечного затмения Солнце находится всегда в одном и том же зодиакальном созвездии.
4)    Чтобы понаблюдать, в каком зодиакальном созвездии находится солнце, нужно дождаться полного солнечного затмения.
5)    Только полное солнечное затмение поможет наблюдать солнце.
8.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    вопреки этому
2)    потому что
3)    поэтому
4)    несмотря на это
5)    возможно
8.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово ПУТЬ употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
ПУТЬ, -и, путем, о пути, мн. –и, -ей, -ям, м.
1)    То же , что дорога (в 1 знач.). Широкий путь. На обочине пути. Каменистый путь. Горные пути. Расчистить путь (также перен., кому-чему: дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда путь держите? (куда направляетесь?).
2)    Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения (железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные).
3)    Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный путь. Ремонт путей. Путь открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).
4)    То же, что дорога (во 2, 3 и 4 значении жизненный путь) (перен.: жизнь человека). Сбиться с пути. (также перен.) В последний путь провожать кого-н. (перен.: хоронить; высок.). Стоять поперек пути кому-н. или на пути у кого-н. (также перен.: служить препятствием, мешать кому-н.). Наш путь лежит на север. Не ищет легких путей кто-н. (перен.: не боится трудностей). Идти своим путем (также перен.: никому не подражая, действуя самостоятельно). Путь развития. Направить на путь истины. Действовать мирным путем.
5)    Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет путь.

Текст 9. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Более полутора тысяч рисунков Пушкина разбросано по сотням страниц черновых рукописей, на отдельных листках, в альбомах друзей. (2)Учёным постепенно удается установить, кто же изображён на том или ином из них. (3) (…) об этом рассказывается в книге Татьяны Григорьевны Цявловской, замечательной исследовательницы жизни и творчества Пушкина.
9.1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    Пушкин оставил много неразгаданных рисунков, и немало ученых, как сказано в книге Т. Г. Цявловской, расшифровывают черновые рукописи поэта.
2)    По мнению Т. Г. Цявловской, более полутора тысяч рисунков Пушкина разбросано по страницам рукописей, на отдельных листках, в альбомах друзей.
3)    В книге исследовательницы Т. Г. Цявловской учёные всего мира устанавливают, кто же изображён на рисунках Пушкина.
4)    Учёным постепенно удается разгадать черновые рукописи А. С. Пушкина.
5)    Книга Т. Г. Цявловской рассказывает о том, как ученые собирают и расшифровывают многочисленные рисунки поэта.
9.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    вопреки этому
2)    хотя
3)    как будто
4)    несмотря на это
5)    именно
9.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово ЖИЗНЬ употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
ЖИЗНЬ, -и, ж.
1)    Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Жизнь Вселенной. Законы жизни.
2)    Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать жизнь кому-н. (родить; высок.; также перен.). Жизнь растения. Даровать жизнь кому-н. (помиловать осужденного; высок.). Рисковать жизнью. Спасти кому-н. жизнь. Вопрос жизни и смерти (наиважнейший). Между жизнью и смертью (В очень опасном для жизни положении). Отдать жизнь за кого-что-н. (пожертвовать собой). Положить (класть) жизнь за кого-что-н. (умереть, умирать за кого-что-н.).
3)    Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая жизнь. В начале, в конце жизни. Под конец жизнь (в ее конце). Прервалась чья-то жизнь. Жизнь прожить — не поле перейти (посл.). Моя жизнь в деревне.
4)    Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. Общественная жизнь. Семейная жизнь. Духовная жизнь. Кипучая жизнь.
5)    Реальная действительность. Провести решение в жизнь. Войти в жизнь (осуществиться).
6)    Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни. Больше жизни!

Текст 10. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Американские энтомологи внесли немалый вклад в изучение перелётов бабочки. (2)Им было легче, чем европейским коллегам, провести такие исследования, (…) в США и Канаде водится монарх — классический образец перелётной бабочки. (3)Регулярно в строго определенное время, весной и осенью, эти красивые бабочки совершают дальние путешествия.
10.1. В каком из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)    В США и Канаде водится монарх — классический образец перелётной бабочки.
2)    Американским энтомологам было легче, чем российским коллегам, провести изучение перелётных бабочек, так как именно в США и Канаде водится классический образец перелётной бабочки.
3)    Американским ученым удалось исследовать перелетных бабочек благодаря монарху — классическому образцу перелетных бабочек, который совершает дальние путешествия в строго определенное время.
4)    Регулярно в строго определенное время, весной и осенью, красивые бабочки совершают дальние путешествия, поэтому американские и канадские энтомологи внесли немалый вклад в изучение перелетов бабочки.
5)    Наблюдатели за классическим образцом перелетной бабочки, обитающей в США и Канаде, позволили американским энтомологам внести немалый вклад в науку.
10.2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
1)    потому что
2)    хотя
3)    как будто
4)    несмотря на это
5)    однако
10.3. Определите, в каком из приведенных ниже значений слово ОБРАЗЕЦ употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
ОБРАЗЕЦ, -зца, м.
1)    Показательные или пробное изделие, проба. Образцы почв. Образцы минералов. Образцы изделий. Промышленный образец (новое, предназначенное для осуществления промышленным способом художественное решение внешнего вида изделия).
2)    То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-н. характерных черт, качеств, воплощение чего-н. Служить образцом кому-н. Этот человек — образец мужества.
3)    Способ устройства, вид, форма. Станок новейшего образца.
 По образцу кого-чего, в знач. предлога с род. п. — сходно с кем-чем-н., так, как кто-что-н. Работать по образцам мастеров.



Источник: Русский язык. Ликбез.