8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 1 (2014 год)

С1. Прослушайте текст и напишите текст сжатого изложения. Передайте главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение разборчивым почерком.
Каждый человек неповторим на земле. Каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы, так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер. Характер человека развивается не только сам по себе, но и под влиянием среды: родителей, школы, общества и друзей. А настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. 
Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, особенно при крайних, бедственных обстоятельствах. С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. Есть ли у меня такие друзья? Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. 
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, особенно фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (По В.П. Астафьеву)1 (157 слов)

Прочтите текст и выполните задания А1—А7, В1—В9, С2.
(1)Костя был расстроен ссорой с соседкой по даче Веркой и пошёл в лес. (2)Когда он вышел на прогалину, то остановился, увидев, что забрёл в незнакомое место. (3)Сев на траву под берёзой, росшей посреди поляны, Костя уткнулся лицом в коленки, закрыл глаза, и тотчас в голове завертелись мысли о Верке. (4)Удушливая обида накатила новой волной. (5)Костя обвёл взглядом поляну, ища, на чём бы сорвать злость, и увидел семейство мухоморов, горделиво выставляющее напоказ свою броскую красоту. (6)Костя машинально нащупал на земле шишку и со всего размаха запустил её в самый большой гриб. 
(7)Вдруг раздался звонкий окрик: 
— (8)Эй! (9)Ты чего руки распускаешь? 
(10)Поблизости никого не было. (11)На мгновение Косте почудилось, что в листве осины, растущей неподалёку, мелькнул неясный силуэт. (12)Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо, вокруг волновались и трепетали зелёные листья. (13)Некоторое время Костя озадаченно озирался по сторонам, никого не обнаружил, но злость прошла без следа. (14)Вдруг рядом что-то просвистело и стукнулось о ствол дерева, по спине пробежал холодок. (15)Костя оглянулся: прямо над его головой из шершавой берёзовой коры торчала стрела, и не какая-нибудь бутафорская или игрушечная, а на- стоящая, с металлическим наконечником. (16)Проследив траекторию полёта стрелы, Костя медленно перевёл взгляд на осину и на этот раз в самом деле увидел в зеленоватых бликах трепещущих листьев девчонку. (17)Та целилась в него из лука. 
— (18)Ты что, спятила?! — не своим голосом заорал Костя и спрятался за дерево. 
— (19)Ладно, выходи, не трону, — звонко засмеялась девчонка. 
(20)С ловкостью обезьяны лучница слезла пониже, повисла на ветке и, отпустив руки, спрыгнула на землю. (21)На вид она была ровесницей Кости. (22)Девчонка как девчонка: серые глаза, обсыпанный веснушками вздёрнутый нос, вьющиеся волосы, вихрами торчащие в разные стороны. (23)Только одета странновато для лесной прогулки: босиком и в пёстром жёлто-зелёном платьишке, неприметном в листве. 
— (24)Да не бойся ты, — сказала девчонка и улыбнулась. 
(25)Лицо её удивительно преобразилось, в глазах заплясали озорные искорки, а на щеке появилась ямочка. (26)Постепенно к Косте возвращалась утраченная смелость, и вместе с тем вскипало праведное возмущение. 
— (27)Ты соображаешь, что делаешь? (28)Чуть человека не убила. (29)Тоже мне, Робин Гуд! 
— (30)Ой, чего вздумал. (31)Я в тебя не целилась. (32)Я зло остановить хотела. (33)Не злись, 
обида — худой товарищ. 
— (34)Не целилась, — передразнил её Костя. — (35)А ты, конечно, всегда в яблочко попадаешь, — подтрунил над незнакомкой Костя. 
— (36)Какое ж на берёзе яблочко? (37)Может, ты сумеешь сделать так, что на берёзе яблочки появятся? 
(38)За серьёзностью её тона было не разобрать, то ли она шутит, то ли у неё с юмором туговато и она толкует всё буквально. 
— (39)Слушай, откуда ты такая взялась? (40)Что-то я тебя в дачном посёлке не видел, — сказал Костя. 
— (41)Да я не с дачи, а из лесу. 
(42)Теперь всё встало на свои места. (43)Значит, это дочка лесника. 
(44)Неудивительно, что она знает лес как свои пять пальцев, стреляет из лука и лазит по деревьям не хуже мальчишки. 
— (45)А здорово ты с луком управляешься. (46)Меня научишь? 
— (47)Тебе нельзя. (48)Ты, поди, в белок да птиц стрелять станешь. (49)Он отвёл глаза. 
— (50)Ладно, кто старое помянет... (51)Пойдём лучше, я тебе мою черничную поляну покажу, — предложила девчонка, резво прошмыгнула мимо зарослей кустарника и поманила Костю за собой. (По Т.Ш. Крюковой*) 

*Крюкова Тамара Шамильевна (род. в 1953 г.) — современная писательница, автор произведений для детей и юношества. В книге «Костя+Ника» рассказана история взаимоотношений подростков. Автор показывает, как настоящая любовь побеждает всё: непонимание, равнодушие и даже недуг. Сюжет повести лёг в основу художественного фильма «Костя+Ника. Время лета». 


А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Костя перестал злиться на девчонку?» 
1) Девчонка пообещала Косте научить его стрелять из лука. 
2) Незнакомка рассмешила Костю. 
3) Девчонка поразила Костю своей ловкостью, знанием леса, умением стрелять из лука. 
4) Костя испугался, что девочка не захочет с ним дружить. 

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «неясный» (предложение 11). 
1) тёмный 
2) непонятный 
3) непростой 
4) неотчётливый 

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 
1) С ловкостью обезьяны лучница слезла пониже, повисла на ветке и, отпустив руки, спрыгнула на землю. 
2) Неудивительно, что она знает лес как свои пять пальцев, стреляет из лука и лазит по деревьям не хуже мальчишки. 
3) Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо, вокруг волновались и трепетали зелёные листья. 
4) На мгновение Косте почудилось, что в листве осины, растущей неподалёку, мелькнул неясный силуэт. 

А4. Укажите ошибочное суждение. 
1) В слове УПРАВЛЯЕШЬСЯ количество звуков и букв совпадает. 
2) В слове ВЬЮЩИЕСЯ все согласные звуки мягкие. 
3) В слове ОБСЫПАННЫЙ второй звук [п]. 
4) В слове ДЕРЕВО все согласные звуки имеют пару по звонкости — глухости. 

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. 
1) трепетали 
2) осины 
3) просвистело 
4) неподалёку 

А6. В каком слове есть приставка, написание которой не зависит от её значения и последующей буквы? 
1) спрятался 
2) пригляделся 
3) расстроенный 
4) вздёрнутый 

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? 
1) озадаченно 
2) странновато 
3) обсыпанный 
4) медленно 

Задания B1—B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1—B9 записывайте словами или цифрами. 

В1. Замените разговорное слово «запустил» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

В2. Замените словосочетание «берёзовая кора», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 48. 

В4. Среди предложений 11—16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 
— Ой,(1) чего вздумал. Я в тебя не целилась. Я зло остановить хотела. Не злись,(2) обида — худой товарищ. 
— Не целилась,(3) — передразнил её Костя. — А ты,(4) конечно,(5) всегда 
в яблочко попадаешь,(6) — подтрунил над незнакомкой Костя. 
— Какое ж на берёзе яблочко? 

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой. 

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 
Поблизости никого не было. На мгновение Косте почудилось,(1) что в листве осины,(2) растущей неподалёку,(3) мелькнул неясный силуэт. Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо,(4) вокруг волновались и трепетали зелёные листья. Некоторое время Костя озадаченно озирался по сторонам,(5) никого не обнаружил,(6) но злость прошла без следа. 

В8. Среди предложений 1—6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

В9. Среди предложений 22—26 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ивана Александровича Ильина: «Всё доступно нашему языку. Он… властен всё выразить, изобразить и передать». 
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Ильина. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Источник. Русский язык. Ликбез.