8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Сжатие текста

Способы сокращения текста

Содержательные
• Разделение информации на главную и второстепенную
• Свертывание информации за счет обобщения

Языковые:
• Исключение
• Обобщение
• Замена

Приемы сжатия текста

Исключение
 вводных слов;
 однородных членов предложения;
 повторов;
 однотипных примеров;
 риторических вопросов и восклицаний;
 цитат;
 деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
 пояснений;
 рассуждений;
 описаний;
 слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
 
При исключении необходимо
1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Например:
1. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый сможет связать со словом «око», а ведь это родственные слова… (38 слов) Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном. (16 слов)

2. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в тебе самом. (22 слова)  Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Объединение или обобщение
 парцеллированных предложений;
 ряда предложений, связанных одной мыслью;
 частей предложений;
 конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
1. Найти в тесте мелкие, единичные факты.
2. Найти в этих фактах общее.
3. Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
Например:
1. Мастерская Саврасова резко отличалась от других.   В тех работали по необходимости и по обязанности. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях.  Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.(30 слов)  В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (18 слов)

2. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)  Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Замена
 однородных членов обобщающим словом;
 сложного предложения  – простым;
 части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
 прямой речи – косвенной;
 части текста одним предложением;
 части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2. Сформулировать получившееся предложение.
Например:
1. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. (9 слов) На лугу росли цветы (4 слова)

2. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов). Сказки любят все. (3 слова)

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Например:
Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)  Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слезы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

Например:
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключение и объединения

Например:
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили в сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди,  забываете овсе исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)  Люди, забывая о великой силе, сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)