8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Вариант 1

Часть 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Книга выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, проникать в сокровенные глубины духа, контактировать с настоящим, прошлым и будущим. Книга связывает людей. Объединяет людей и телевидение; это понятно, но для того, чтобы одолеть огромное количество литературы, накопленной человечеством за века, творения Гомера, Данте, Вергилия, Толстого, Хемингуэя, Фолкнера и других гениев человечества, хотя бы часть этого богатства, а его можно осваивать без конца, следует от чего-то отказаться... Восемь часов у человека уходит на сон, восемь на работу, если он будет просиживать часами у телевизора, ему некогда будет читать...
К книгам относишься так же, как и к друзьям: в юношеском возрасте их много, но отношения с ними более поверхностные, некритические, легковесные; нравится, допустим, кому-то то же, что и тебе, ты и его уже считаешь другом, единомышленником, хотя, может, и общего-то между вами разве что одна полюбившаяся книжка... С годами круг знакомств сужается, может быть, остаются один-два человека, которых называешь друзьями, но зато уж это подлинные, испытанные друзья. Так и с книгами. К каким-то авторам, которыми увлекался в юности, уже нет особенного желания возвращаться — эти книги ты навсегда прочитал. С другими писателями наоборот. Вот Достоевский, он не только остается для меня тем же, кем и был, но и день ото дня укрупняется, вырастает в моих глазах. Эпоха его миновала, исчез, канул в Лету мрачный, призрачный Петербург, но творения Достоевского, дух его прозы, слово его — продолжают меня волновать, не дают мне покоя. Достоевский — беспокойный писатель, будоражащий нашу совесть, его читать — нелегкое, а порой и не всегда приятное занятие, но его читаешь, ибо он возвращает тебя к себе самому, к сути твоей, к совести; ему невозможно подражать, но учиться у него нужно. Чему же? Мне думается, в первую очередь, неподдельной любви к людям, состраданию к униженным и оскорбленным.
Круг друзей неизбежно сужается, но так же неотвратимо углубляется и любовь к ним. Есть тут определённая взаимосвязь...
...Каждая книга требует полной отрешенности от суетных дел, полной погруженности в тему, в систему образов — вся душа должна быть там. Иначе ничего не получится. Не знаю, но, наверное, во мне осталось испытанное некогда, еще в самом раннем детстве, благоговейное отношение к книге, к печатному слову.
Я всегда с трепетом брал в руки книгу, как нечто действительно святое. Для меня в ту пору не было плохих книг, я восхищался каждой буквой, а человек, написавший книгу, мне неизменно представлялся таким, как Пушкин и Толстой. Увы, позднее пришлось узнать, что могут быть и плохие книги, равнодушные, написанные без искорки святости. Пусть это будет несколько наивно, но я и по сей день все же мечтаю, чтобы не было плохих книг, чтобы мы не разрушали то представление о книге и писателе, которое зарождается у человека в детстве. (По Ч. Айтматову)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9; С2.
(1) В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. (2)Фамилии его я уже не помню, звали Лёшкой. (3) Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался ребенком, хотя он был не моложе семнадцати-девятнадцати лет. (4) Особую детскость ему придавали нежно-розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землёй, и глаза, как огоньки, — живые, выразительные, совсем не взрослые глаза.
(5) Знаменит же он был тем, что много читал. (6) У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно, клубная, а сейчас никому не нужная, разбомбленная, заваленная кирпичом. (7) Когда бы вы ни пришли на командный пункт батальона, вы всегда могли застать его в своем углу, у аппарата, с подвешенной к голове трубкой, а глаза устремлены в книжку. (8) Наверху всё гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. (9) Где-нибудь в сети обнаружится прорыв — загнёт страницу, побежит, починит, вернётся и опять глаза в книгу.
(10) Лёшка читал всё, что попадалось под руку. (11) И всё прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. (12)И в то же время он по-детски эмоционально переживал всё преподносимое ему книгами. (13) Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. (14) По-моему, он даже всплакнул немного.
(15) И всё это происходило в каком-нибудь полукилометре от немцев, в подвале, всегда набитом людьми, усталыми, невыспавшимися, где лежали и стонали раненые, где умирали.
(16) В декабрьскую ночь нас передвинули на северо-западные скаты Мамаева кургана.(17) Лёшке пришлось расстаться со своей библиотекой. (18) Вот тут-то Лёшка и затосковал. (19) У меня был томик Хемингуэя в тёмно-красной обложке. (20) Когда я нёс Лёшке книгу, я невольно спрашивал себя, поймет ли он отнюдь не лёгкого писателя.
(21) А наутро я узнал, что Лёшка ранен. (22) Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. (23) И больше Лёшку я не видел. (24) Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. (25) И тот томик прочёл. (26) Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговорённого, а Лёшка любил ясность. (27) Но в этих двух столь несхожих людях — прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов, — мне видится что-то общее. (По В. Некрасову)

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1—А7 обведите кружочком.

А1. В каком фрагменте текста не говорится об отношении автора к герою рассказа?»
1) (3) Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался ребенком, хотя было ему не меньше семнадцати-девятнадцати лет.
2) (4) Особую детскость ему придавали нелепо-розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землёй, и глаза, как огоньки, — живые, выразительные, совсем не взрослые глаза.
3)  (16) В декабрьскую ночь нас передвинули на северо-западные скаты Мамаева кургана. (17) Лёшке пришлось расстаться со своей библиотекой.
4) (27) Но в этих двух столь несхожих людях — прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов, — мне видится что-то общее.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение «отнюдь не лёгкий (писатель)» (предложение 20).
1) бодрый, жизнерадостный
2) неуживчивый, непокладистый
3) строгий, суровый
4) глубокий, содержательный

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. 
2) Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя.
3) Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец.
4) Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговорённого, а Лёшка любил ясность.

А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ТРУБКОЙ происходит оглушение согласного звука.
2) В слове ПОТЕРЯВШИЙ буква Я не обозначает два звука.
3) В слове ШЕСТЬ все согласные звуки глухие.
4) В слове ЯСНОСТЬ звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) потерявший 
2) умирали 
3) происходило 
4) всплакнул

А6. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?
1) всплакнул
2) расстаться
3) разбомбленная
4) несхожих

А7. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?
1) подспудного 
2) устремлены 
3) раненый 
4) недоговоренного

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы па задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово ПОДСПУДНЫЙ из предложения 26 синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «северо-западные скаты» (предложение 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 25.

В4. Среди предложений 21—27 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5. Из приведенного ниже предложения выпишите цифры, которыми пронумерованы запятые, разделяющие однородные члены.
У него была своя библиотека,(1) в прошлом,(2) очевидно,(3) клубная,(4) а сейчас никому не нужная,(5) разбомбленная,(6) заваленная кирпичом.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26.

В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Не думаю,(1) что Хемингуэй стал его любимым писателем,(2) слишком у него много подспудного,(3) недоговорённого,(4) а Лёшка любил ясность. Но в этих двух столь несхожих людях — прославленном писателе и мальчишке,(5) родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов,(6) — мне видится что-то общее.

В8. Укажите номер предложения с параллельным подчинением придаточных.
1) 7 
2) 20 
3) 24 
4) 26

В9. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.


 


Источник: Ликбез. Русский язык