8 (920) 793-55-99
sw.suhanova@mail.ru

13.12.2017
Итоговое собеседование по русскому языку для 9 классов
Собеседование будет проходить во всех субъектах РФ 13 и 16 апреля 2018 г.

Словообразование

В современном русском языке слова образуются двумя способами – морфемным (его еще называют морфологическим, или аффиксным) и безморфемным (или безаффиксным).

Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Слово морфема имеет греческий корень морфе (форма). Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда слов и форм. Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной, или аффиксом (аффикс – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы – суффиксы и приставки). Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Классификация способов словообразования:

1) приставочный: 
делать - пере-делать;
2) суффиксальный:
синий - син-ев-а, мыть - мыть-ся, гордый - горд-и-ть-ся;
3) приставочно-суффиксальный:
стакан - под-стакан-ник, бежать - раз-бежать-ся, говорить - пере-говар-ива-ть-ся;
4) бессуфиксный: 
синь - синий, выход - выходить;
5) сложение целых слов:
диван + кровать - диван-кровать;
6) сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь - лес(о)степь;
7) сложение начальной части слова с целым словом:
стенная газета - стенгазета;
8) сложение с одновременным присоединением суффикса: 
сок +о+ выжима-ть+-лк( а) - соковыжималка;
9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):
Министерство иностранных дел - МИД; городской отдел народного образования - гороно;
10) усечение основы производящего слова: 
маг - магнитофон, зам - заместитель; 
11) образование слов из словосочетаний:
с ума сшедший - сумасшедший. 

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Например, некоторые существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называется субстантивацией.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением 
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
— числительных (вдвое).
Переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой - зима, леж-а - лежать, по-пуст-у - пустой.

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующему плану:
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.

Примеры словообразовательного разбора:
1) излишество
излиш+еств (о) - излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;

способ словообразования — суффиксальный,
2) заметались — форма глагола заметаться
за + метаться - метаться; заметаться — ‘начать метаться’,

способ словообразования — приставочный.
3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход - уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — бессуффиксный,
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег + о + кат - снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,
способ словообразования — сложение с помощью соединительной гласной.